|
Новые подходы к подготовке кадров и их адаптации на промышленных предприятияхТема кадрового дефицита инженерных кадров в отечественном машиностроении не раз затрагивалась на страницах «УмПро». Компания «Солвер» созданием своего «Кадрового агентства модернизации производства» активно и успешно участвует в решении этой проблемы. Компания готовит специалистов предприятий, а также сотрудничает с техническими вузами страны в подготовке будущих инженеров-машиностроителей. Одна из ближайших задач компании – развивать в этом направлении связи с регионами, в частности с Республикой Татарстан. В поручениях президента Российской Федерации особое внимание постоянно уделяется повышению квалификации инженерных кадров и дальнейшему росту качества подготовки в рамках профессионального образования. По итогам заседания Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики для исполнения поставленных задач принято решение развивать систему стажировки на базе исследовательских и инжиниринговых центров, что позволит достичь: - ориентации на текущие и перспективные потребности предприятий и организаций реального сектора экономики;
- обеспечения развития дополнительных профессиональных компетенций специалистами инженерно-технического профиля;
- стимулирования взаимодействия образовательных учреждений с предприятиями и организациями реального сектора экономики;
- развития кадрового потенциала по наиболее востребованным направлениям подготовки;
- использование механизмов государственно-частного партнерства.
Сегодня на всех уровнях власти признается, что ждать перемен, надеясь только на вузы и техникумы, не имеет никакого смысла. Уже давно пришло понимание того, что в одиночку учебные заведения не могут и не должны готовить специалистов, так нужных современным производствам. Причин этого много. Во-первых, современные предприятия могут предъявлять самые разные требования к молодым специалистам с учетом своей специфики, в то время как вузы не могут быстро и гибко менять образовательные стандарты. Во-вторых, кадровый голод, особенно что касается штатных преподавателей, имеющих реальные современные практические навыки, которые необходимы для подготовки специалистов. В-третьих, уровень подготовки специалистов закладывается «сверху», что приводит к усредненным знаниям. Углубленная подготовка по отдельным направлениям основывается только на голом энтузиазме исполнителей и редко вознаграждается материально. Ну и, в-четвертых, материальная база и уровень ее освоения в подавляющем большинстве вузов и техникумов не позволяет готовить людей, обладающих достаточным для предприятий багажом практических навыков.
Аргументировать это можно следующим образом. Целевая группа в вузе или техникуме должна учиться минимум 3 года, при этом предприятие все равно получит специалиста, которого надо доучивать и адаптировать. По мнению представителей предприятий, на это уходит еще 2-3 года. В итоге получаем срок в 5 лет – значительный промежуток времени, за который появятся новые технологии, оборудование, программы, наконец – изменятся задачи у предприятия, а значит, ценность специалиста снизится, квалификация таких людей будет хронически отставать от требований рынка. Так как обучение целевых студентов стоит денег, то без финансовых вложений в любом случае не обойтись. Например, обучение на дневном отделении в регионах будет стоить не менее 60 тысяч рублей в год. То есть в итоге сумма получается не малая. Здесь же надо учитывать, что нет никакой гарантии, что молодой человек идет учиться по данной специальности сознательно, готов и способен впоследствии полноценно работать на данном предприятии и не попытается уволиться при первой же возможности. Далее, после окончания вуза предприятие должно еще вкладывать силы и средства в дальнейшее обучение молодых работников, при этом теряя в производительности труда и качестве работы. И все равно, несмотря на все усилия и затраты, количество молодежи, уходящей с промышленных предприятий в течение нескольких лет после окончания вуза, остается стабильно высоким. Очевидно, что ситуацию надо исправлять. Для этого надо найти ответы на сакраментальные вопросы «кто виноват?» и «что делать?». Учебные заведения традиционно и небезосновательно утверждают, что они свою работу сделали, все показатели в норме. Кадровики и отделы технического обучения оправдываются тем, что учебные заведения направляют непонятно кого, в образовании все плохо, поэтому и ничего не получается. И лишь иногда ведется работа, направленная на то, чтобы все же, несмотря на бесчисленное количество препятствий, подготовить тех, кто нужен. Примеров немного, ведь инициатива, как правило, не оплачивается, а еще иногда и наказывается. Таким образом, становится гораздо проще сваливать вину на кого-то, чем пробиваться в одиночку. Так как на первый традиционный вопрос ответа получить не удается, то решение проблемы «что делать?» обычно выражается в симуляции некоей бурной деятельности. Здесь часто пытаются поступать следующим образом. Вариант 1 – набрать некоторое количество целевиков (если позволяют деньги), чтобы потом, через 3-5 лет на предприятие гарантированно пришло определенное количество молодежи, и получилась хорошая отчетность. Потом методом кнута (в данном случае – требования отработать на предприятии по условиям контракта при невысокой зарплате) и пряника (обещаний больших перспектив через несколько лет, если все же останешься) попытаться закрепить специалиста, внедрить его на предприятие. Поскольку данный процесс растягивается на многие годы, а исполнителей и участников достаточно большое количество, то ответственности за скромные результаты такой политики никто не несет. Вариант 2 – убедить студентов старших курсов прийти на предприятие, где «всему доучат», затем передать студентов непосредственным руководителям, и дальше пусть они сами разбираются. Будущему специалисту остается только надеяться, что найдется наставник, который сможет и захочет научить его всему необходимому, а затем убедит остаться. Если специалист не адаптируется и уйдет, всегда можно обвинить вузы, непосредственных руководителей, самого молодого специалиста и всю окружающую действительность.
Инжиниринговые и консалтинговые фирмы уже давно сталкиваются с нехваткой кадров при реализации своих проектов на предприятиях-клиентах. Поэтому, как показывает опыт, именно они могут взяться за реинжиниринг системы подготовки кадров и вести подготовку, адаптацию и повышение квалификации молодых специалистов. Пожалуй, только инженерные консультанты обладают: - объективным и независимым взглядом на подготовку специалистов. Они не зависят от интересов отдельных менеджеров на предприятии, поэтому могут правильно оценивать потребность в кадрах и требования к их подготовке. Именно им надо реализовывать проект, поэтому недоученные специалисты будут в первую очередь проблемой для них самих. Таким образом, привлекая инженерных консультантов к процессу подготовки, можно прежде всего понять, что же не так в имеющейся системе, использовать накопленный опыт и провести наилучшим образом необходимые изменения; - ответственностью и мотивацией. Как уже было отмечено выше, подготовка специалистов старыми методами отнюдь не бесплатна для предприятий. При этом, как правило, результаты далеки от ожиданий, а виноватых нет. Услуги инженерных консультантов стоят денег, но суммы здесь меньше стоимости полного цикла обучения, а главное – есть понимание того, на что идут затраты. При этом, во-первых, деньги, заплаченные за достижение результата, будут отличной мотивацией для его получения. Во-вторых, за эти деньги с исполнителей можно и нужно спросить. Такой подход дает гарантированный результат при работе с кадрами; - мобильностью и гибкостью в решении кадровых проблем. Им не надо и не выгодно раскачиваться годами, ведь деньги платят за результат. Им нет смысла пенять на внешнее окружение, обвиняя всех и вся. Им остается приспосабливаться к конкретной ситуации, работая с учебными заведениями, предприятиями, организовывая подготовку специалистов своими силами, стремясь достичь наибольшего эффекта. Поэтому процесс происходит в оптимальные сроки, с учетом особенностей запросов заказчика. Гибкость подразумевает подбор индивидуальных программ обучения, программ, состава изучаемого оборудования, оснастки, выезды к заказчику и многое другое, чего нет при массовом усредненном подходе; - необходимой материальной и интеллектуальной базой. Работая по всей стране и за ее пределами, участвуя во внедрении инноваций, специалисты-консультанты инжиниринговых компаний обладают обширным опытом, который неоткуда взять обычным преподавателям, работающим только в сфере образования. Материальная база может формироваться за счет оборудования на собственных производственных площадках, а так же за счет доступа к аналогичному оборудованию предприятий-партнеров; - опытом работы с предприятиями и вузами. Системная работа и партнерские отношения со всеми участниками системы подготовки кадров помогают понять, как работать с молодыми специалистами, оптимально выбирать программы обучения для максимально быстрой и эффективной адаптации. К сожалению, рынок инжиниринга еще довольно молод, и найти опытную компанию, способную качественно обучать других, не очень легко.
В качестве примера и подтверждения этого может служить опыт инженерно-консалтинговой компании «Солвер». Реализуя проекты модернизации производства на машиностроительных предприятиях, компания вынуждена решать и кадровые проблемы, что позволило ей за 20 лет работы накопить уникальный опыт. На его основе был построен новый подход, целиком и полностью отвечающий вышеперечисленным особенностям инжиниринговых компаний. Объективность в подготовке специалистами достигается за счет опыта работы с многочисленными предприятиями и возможности независимой оценки «узких мест». Мобильность и гибкость подтверждаются географией обучения и числом специалистов, подготовленных и работающих на модернизированных производствах (в настоящее время число обученных – более двух тысяч). Ответственность за результат и мотивированность подтверждаются успешными финансовыми показателями компании – ведь потребитель голосует своим рублем. Опыт преподавателей, специально разработанное методическое обеспечение позволяют профессионально готовить специалистов на базе собственного производства, оснащенного самым современным оборудованием от мировых лидеров станкостроения .
Министр экономики Татарстана Мидхат Шагиахметов не так давно в своем докладе сообщил, что в республике зарплата растет вдвое быстрее производительности труда. Даже в ведущих секторах экономики РТ производительность труда отстает от мировых показателей. Повышение ее невозможно без системы подготовки специалистов». При этом, по словам президента РТ, на рынке труда республики сегодня вакансии рабочих и инженеров составляют 44 тысячи человек. Понимая проблемы и видя огромный потенциал промышленности Республики Татарстан, Кадровое агентство модернизации производства компании «Солвер» совместно с Академией менеджмента при Торгово-промышленной палате г. Набережные Челны и региона Закамье начинает реализацию программы по повышению квалификации производственных и инженерно-технических работников предприятий. Программа будет осуществляться по следующим направлениям: - подготовка конструкторов, технологов, программистов на базе современных программных комплексов САПР; - подготовка операторов-наладчиков, механиков-электроников, технологов-программистов для работы на современном металлообрабатывающем оборудовании с ЧПУ; - подготовка специалистов для работы с композитными и полимерными материалами.
Примеры программ обучения на базе КАМП «Солвер» 1. Основы инженерного консалтинга. Курс знакомит слушателей с понятием «инженерный консалтинг» как комплексной системы построения эффективного и конкурентоспособного производства; с методологией трех связанных проектов: экспериментальный проект, проект внедрения, индустриальный проект, как инструмента построения такого производства. 2. Нормативные базы. Методология внедрения. Знакомство с принципами и этапами создания нормативных баз, изучение бизнес-процессов нормативных баз, правил заполнения документации, поддерживающей бизнес-процессы при техническом перевооружении производства. 3. Развитие технологических принципов для современного оборудования. Изучение курса позволяет слушателям оценивать и оптимизировать качество технологического процесса c помощью «управления размерами». 4. Применение и использование современного режущего инструмента. Изучение возможностей работы на современном высокоточном металлообрабатывающем оборудовании с применением современного режущего инструмента. 5. Правила и методы работы операторов и наладчиков:
- на токарных станках с ЧПУ «Fanuc»;
- на фрезерных станках с ЧПУ «Fanuc» (расширенный курс);
- на автоматах продольного точения;
- на карусельных станках с ЧПУ «Fanuc» (расширенный курс);
- на токарно-фрезерных станках с ЧПУ Nakamura-Tome (расширенный курс);
- на фрезерных станках с ЧПУ «Siemens» (расширенный курс).
6. Правила и методы работы обслуживающего персонала на станках с ЧПУ. Знакомство с устройством и компоновкой станка, его работой и профилактическим обслуживанием. Приобретаются навыки по устранении неисправностей и регулировки оборудования. 7. Расширенный курс программирования в системе ЧПУ «Fanuc» 8. Работа в ПО Creo (Pro/Engineer):
- технологов-программистов станков с ЧПУ;
- инженеров-расчетчиков;
- конструктора изделий;
- конструкторов пресс-форм.
9. Композитные технологии:
- правила и методы работы с комплексом FiberSIM (конструкторская и технологическая обработка деталей и изделий из композитных материалов);
- правила и методы работы операторов на многофункциональном цифровом планшетном режущем/фрезерном плоттере для раскроя препрегов и тканей;
- правила и методы работы с проекционной лазерной установкой.
Версия для печати
Авторы: Фархат Багиров, Евгений Смоленцев, компания «Солвер»
Добавить комментарий |