О региональной промышленной политике

В случившемся в прошлом году экономическом кризисе для промышленности России больше пользы, чем вреда, считают многие эксперты. Прежде всего потому, что он способствовал ликвидации в головах правящей в России элиты многих иллюзий. Главная иллюзия в том, что рыночные отношения сами собой отрегулируют экономику, сделают ее эффективной и конкурентоспособной. Оказалось, что это не совсем так. Свобода предпринимательства является необходимым, но не достаточным условием экономического развития страны. В арсенале власти должны быть сложная система экономических и административных рычагов, обеспечивающих осмысленную экономическую политику. И эти рычаги должны быть разумно применены, причем согласованно как на федеральном, так и региональном уровне. Только такой подход обеспечивает успех.
 
Сегодня мы представляем вашему вниманию беседу главного редактора нашего журнала Геннадия Климова с президентом Ассоциации менеджеров России, губернатором Тверской области Дмитрием Зелениным, которая посвящена именно вопросам эффективности региональной промышленной политики.
Надо отметить, что в целом Тверская область достойно пережила кризисный 2009 год. Конечно, были свои потери, некоторые предприятия остановились или сократили график работы, пришлось приостановить некоторые инвестиционные проекты, но в целом экономика региона не подверглась серьезным потрясениям. Хотя с наибольшими трудностями столкнулась именно приоритетная отрасль региона – машиностроение.
 
Геннадий Климов:
– Дмитрий Вадимович, несмотря на все трудности минувшего года, насколько мне известно, в тверском регионе полным ходом продолжается создание промышленных площадок. Создание особых промышленных зон вначале широко применялось в качестве главного рычага региональной промышленной политике в Московской области, но за последние несколько лет лидерами такого подхода стали Ленинградская, Калужская и Тверская и некоторые другие области. С чем это связано?
 
Дмитрий Зеленин:
– Что касается Тверской области – это обусловлено нашей экономической стратегией. Ее цель – максимально использовать географические преимущества региона в смысле логистики. Мы находимся в непосредственной близости к двум огромным рынкам Москвы и Санкт-Петербурга. Было бы неправильно не использовать это обстоятельство в региональной экономической стратегии.
Из уже имеющихся индустриальных площадок, на которых уже работают предприятия, я бы прежде всего назвал в поселке Редкино (она, кстати, была самой первой), промплощадки Боровлево-1 и Боровлево-2, площадку в Кимрах. Администрация Тверской области, в свою очередь, оказывает инвесторам всю необходимую помощь: и с подключением коммуникаций, и с проведением дорог, и имеющимся административным ресурсом.
Конечно, с учетом, существующих в стране трудностей с оформлением земель, получением разрешения на строительство, вся документация должна быть подготовлена должным образом, чтобы сэкономить долгие месяцы, а то и годы для промышленных предприятий. В этом мы тоже помогаем.
Часто операторами на части площадок, например, в Боровлево, являются частные компании. Это правильный подход, потому как развитие инфраструктуры нуждается в привлечении именно частного капитала. К примеру, если площадка большая – 150 га, то она требует порядка 25-40 мегаватт электроэнергии. А это очень серьезные финансовые вложения. Наши сетевые компании не смогут выделить такие деньги, а частные инвесторы – смогут. Но при этом бизнес будет отслеживать, чтобы при строительстве этой площадки все издержки были минимизированы. Если говорить о строительстве дорог, то это тоже достаточно длительный и дорогостоящий процесс – проектирование, строительство – и власть должна гарантировать, что эти дороги будут востребованы.
 
Геннадий Климов:
– В перспективе много еще планируется построить подобных площадок?
 
Дмитрий Зеленин:
– Мы планируем, что такие площадки (того или иного масштаба и специализации) будут практически около каждого районного города региона. Например, Кимры – город численностью 50 тысяч человек; соответственно, там индустриальная площадка должна быть порядка 50 га, чтобы заполниться за три года. Если срок больший, то это не эффективно, так как одно предприятие уже будет функционировать, а другое еще только будет строиться, что чревато всевозможными внутренними спорами между их собственниками. На любой промышленной площадке, как и в любом коттеджном поселке, все должно быть скомпоновано и комплексно спланировано. Над этим мы и работаем.
 
Геннадий Климов:
– Строительство площадок как-то формируется по принципу кластера?
 
Дмитрий Зеленин:
– Приведу в виде примера промышленную площадку в городе Торопце. Не смотря на то, что там еще раньше было построено всего два предприятия по переработке пластмасс, вокруг них начинает складываться соответствующий кластер. Прежде всего, в Торопце умеют работать с пластмассой, здесь достаточно специалистов и квалифицированных рабочих этого технологического передела.
Для малого муниципального образования это уже промышленная площадка с подведенными коммуникациями, близостью дорог. Как следствие здесь создается еще несколько предприятий подобного профиля.
Инвесторы ориентировались на тех работников, которые работают и продолжают работать на тех предприятиях города, которые там давно существуют. Другими словами, строительство такой мини-площадки уже было ориентировано на имеющихся обученных специалистов. Несмотря на ужесточение конкуренции на рынке за трудовые ресурсы в целом это повышает конкурентоспособность экономики муниципального района, общий технический уровень всех предприятий растет.
В Твери, среднем городе, работнику не составит большого труда переехать с одного предприятия на другое в пределах города. Поэтому как-то особенно тщательно компоновать и специализировать индустриальные площадки в Твери надобности нет. Более важным обстоятельством являются сроки пуска производства. Новые предприятия на площадке должны запускаться примерно за 2-3 года.
 
Геннадий Климов:
– При выборе инвестором региона где бы он хотел разместить свое предприятие, очень большую роль играет оценка трудовых ресурсов. Скажем, в Твери уже есть два больших полиграфических комбината. Сейчас строится третий. Я думаю, это обусловлено как раз тем, что у вас есть и рабочие-полиграфисты, и вся инфраструктура для их подготовки. Как вы можете оценить кадровый ресурс в машиностроении?
 
Дмитрий Зеленин:
– Говоря о кадровом ресурсе, необходимо оценивать весь комплекс: не только ресурс профессионально-технических училищ, которые имеются в регионе, но и тех людей, которые работают на предприятиях, где есть собственные инженерные школы. У нас в Твери, Ржеве, Торжке, Кимрах, Старице хорошие традиции машиностроения. Более того, именно в этом секторе традиционно работают целые поколения специалистов, династии. Молодые люди видят работу своих родителей, учатся в профилирующих вузах и имеют прекрасные перспективы карьерного роста. В Твери есть технический университет, академия ПВО, ряд военных НИИИ, которые в совокупности формируют среду с высоким уровнем технической культуры – это необходимое условие эффективности высокотехнологичных производств. Такие производства не могут быть созданы в чистом поле, они являются частью культуры социума. Это власть должна понимать и принимать специальные усилия, чтобы такую среду и общественные настроения, ориентированные на технические инновации, создавать.
 
Геннадий Климов:
– Когда-то Тверь была заметным всесоюзным центром программирования. Потом тверские программисты и инженеры разъехались чуть ли не по всему миру, многие сейчас работают в Москве, в крупных международных корпорациях. Не пора ли вернуть региону славу центра программирования? Когда-то в Твери был филиал МВТУ им. Баумана. Это была реальная попытка создания Высшей технологической школы, которая готовила бы в том числе и высококлассных специалистов по проектированию, владеющих современными методами компьютерного моделирования и прочностных расчетов. Возможно ли на базе тех же самых промышленных площадок создать какие-то учебные, программные центры?
 
Дмитрий Зеленин:
– На самом деле, все к этому шло и идет. Мы проводили переговоры со многими российскими и зарубежными компаниями. Но минусом для нас стало принятое правительством решение об индустриальных свободных экономических зонах. Многие предприятия, которые планировали размещение высокотехнологичных производств на территории Тверского региона, например, взяли и поехали в Дубну. Это свободная экономическая зона на границе Тверской и Московской областей. Тем не менее, у Тверского региона есть уже специальная подготовленная программа.
Известно правило промышленного менеджмента, что в конкуренции побеждает не тот, кто лучше может производить те или иные изделия, а тот, у кого лучшая технология создания новых изделий. Поэтому в разрезе поставленных президентом Дмитрием Медведевым задач по модернизации наличие в регионе высших технологических школ – несомненное конкурентное преимущество. Мы будем всячески поддерживать высшую техническую школу и любые усилия по созданию частных высших технологических школ. Я знаю о намерении ряда частных компаний создать в регионе такие обучающие центры: скажем в городе Старица технического училища по подготовке операторов станков с ЧПУ, у региона большие возможности и для авиастроения. Во времена СССР в Тверском регионе было создано несколько заводов, в совокупности производящих почти весь комплекс технологического оборудования для авиационной промышленности.
Вопрос – как удержать молодых специалистов и как вернуть тех, кто уехал и работает в других странах. Что необходимо молодому специалисту? Прежде всего, жилье, и чтобы это не было какое-то общежитие. Соответственно, нужно вводить специальную ипотеку для технических специалистов. Для специалистов, которые приобрели опыт работы в мировых компаниях, нужны другие стимулы для возвращения. Это, прежде всего, условия для ведения собственного бизнеса. Обязательно должно быть наличие офисных зданий, близость к культурному центру (он есть и в Твери, и близость к Москве играет свою роль). Нынешний кризис, можно сказать, дал нам небольшую паузу для дальнейшей проработки этих задач.
В принципе, у Твери уже многое для этого есть. И, как говорилось выше, хорошие кадры и коммуникации, call-центры, хорошие линии связи. Если же к нам придут грамотные специалисты по инженерному консалтингу, мы совершено точно дадим им часть бизнес-инкубатора и окажем всю необходимую помощь.

Геннадий Климов:
– Уж коль разговор зашел о call-центрах, вы как-то можете оценить их положительный или отрицательный опыт работы?

Дмитрий Зеленин:
– Могу отметить, что весь опыт – только положительный. У нас есть call-центры «Билайна», есть call-центры, которые предлагают услуги аутсорсинга, центры интернет-логистики. Этот вид бизнеса у нас достаточно активно развивается, в нем уже занято порядка 5 тысяч человек. И даже с учетом кризиса объем их услуг не упал. Здесь у нас бесспорное конкурентное преимущество – в Твери население говорит на идеальном русском языке без всякого регионального акцента. Для такого вида бизнеса это важно.

Геннадий Климов:
– В связи с развитием в вашем регионе промышленных зон, каковы возможности будущих инвесторов в части логистики?

Дмитрий Зеленин:
– Трасса Москва – Санкт-Петербург, Москва – Рига – это федеральные трассы и между ними достаточно хорошие горизонтальные коммуникации. Железная дорога – это не только Тверь, но и Бологое, где существует разноуровневая развязка, и где не пересекаются пассажирский и грузовой потоки. Есть уже решение загрузить северный железнодорожный путь через поселок Сонково. Это будет очень серьезный транспортный грузовой маршрут. Кроме этого, будет завершен и другой широтный маршрут от Сонково до Торжка, строительство железнодорожной ветки от Бежецка до Торжка. Ну и, конечно же, новая высокоскоростная железная дорога, по которой со временем будет увеличено число «Сапсанов», делающих остановку в Твери. До центра Москвы можно будет из Твери доехать за полчаса, а до центра Санкт-Петербурга за два с половиной часа. Согласитесь, это для бизнеса важно. Кроме этого, начато строительство нового высокоскоростного автобана между Москвой и Санкт-Петербургом с выходом на Хельсинки. Это панъевропейский транспортный коридор паромами связывает Тверь со всеми городами Северной Европы.

Геннадий Климов:
– Я думаю, что Тверь в связи со своим явным логистическим преимуществом может стать центром создания каких-то небольших предприятий, которые бы специализировались на производстве комплектующих или определенных технологических процессах.

Дмитрий Зеленин:
– Это так. Во многом проблемы отечественной промышленности в отсталости и неэффективности ее структуры. Зачастую на одном заводе производят и болты, и космические корабли. Такая организация промышленности не может быть эффективной. Необходима целенаправленная работа по субконтрактации. Секрет повышения эффективности машиностроения кроется в развитии кооперации и специализации.
Но вот сейчас, например, у нас происходит активная дискуссия с Тверским вагоностроительным заводом о том, что им надо как-то диверсифицироваться, переходить на аутсорсинг. Все-таки у них доля комплектующих на предприятии достаточно высока, и они вполне могут из своего холдинга вычленить малые предприятия, которые бы занимались и им, и каким-то другими предприятиями. С учетом такого большого количества предприятий машиностроения, с учетом кризисного года многие задумываются о вычленении ряда своих производств. Например, литейное производство на Тверском экскаваторном заводе. Передача кому-то части предприятия для производства комплектующих деталей создает хорошую базу для того, чтобы использовать потом это новое предприятие для развития других смежных предприятий. Литейка, например, может готовить для всех формы и заготовки. Такова наша региональная политика. Еще во времена СССР была попытка сделать структуру промышленности более эффективной – так в Твери был построен первый завод «Центросвар», который обеспечивал сварными конструкциями все станкостроение Европейской части Советского Союза. Это было правильное решение. Наша сегодняшняя задача – продолжить начатое дело.
Другой пример – предприятие «Волжский пекарь». Раньше они имели и содержали собственный транспорт. Сейчас же их транспортное обслуживание осуществляют другие предприятия. Работа стала более эффективной, потому что если фирма занимается только транспортным обслуживанием, то в этом виде бизнеса и преуспевает. А когда это пятое, шестое или десятое дело, то можно себе представить в каком оно виде. Поэтому уборка, упаковка, транспорт, питание – это первое, что нужно вычленять. Мы, конечно, со стороны областной администрации будем в этом помогать.

Геннадий Климов:
– Мы уже поняли, что главное стратегическое преимущество для инвесторов в Твери – это кадры и местоположение. Но некоторые регионы строят свою экономику на эксплуатации определенного стратегического сырья? Как у вас с этим?

Дмитрий Зеленин:
– Надо иметь в виду, что Тверская область энергоизбыточна. Мы потребляем только треть от произведенной электроэнергии. Кроме того, планируется ввод новых энергомощностей, в том числе ввод очередного блока Калининской АЭС. У нас есть кварцевые пески, причем очень хорошего качества. Есть запасы известняка для производства цемента. Очень хорошие торфяные запасы: хочется развить эту отрасль, но здесь нужны новые прорывные технологии по глубокой переработке торфа.
С учетом уже имеющихся электростанций и четвертого энергоблока атомной станции у нас пойдут дополнительные линии электропередач, которые запланированы с учетом потребностей региональной энергетики. Подстанции будут там, где они необходимы. В 2012 году запланирован пуск четвертого энергоблока, но к этому моменту все сети уже будут подготовлены.

Геннадий Климов:
– И последний вопрос. Дмитрий Вадимович, какие конкретные шаги должен предпринять человек, решивший построить свой бизнес в вашем регионе. И на какие законодательные преференции он может рассчитывать?

Дмитрий Зеленин:
– У нас есть специальное Управление регионального развития, где за каждым конкретным предприятием закрепляется свой менеджер. Если это предприятие крупное, то закрепляются руководители более высокого ранга, вплоть до советников и заместителей губернатора. Кроме того, в Тверском регионе законодательно прописан возврат налогов, уплаченных в областной бюджет на период окупаемости предприятия (это от 5 до 7 лет). То есть часть налога на прибыль, налога на имущество, налога на землю возвращается обратно предприятию. Таких у нас, кто уже построился на территории области и запустил свою продукцию, порядка десяти предприятий. Есть и наше тверское предприятие – Тверской стекольный завод, которое построило свой второй завод на соседней площадке, и оно также участвует в этой программе. Работает и областная программа по модернизации и субсидированию процентной ставки для среднего бизнеса. Так что я повторюсь – областная администрация готова оказывать любую посильную помощь всем кто хочет строиться и работать на территории Тверского региона.

Версия для печати
Авторы: Записала Марина ГАВРИШЕНКО
Разместить ссылку на: 


Добавить комментарий

Автор: *
Тема: *
Код c
картинки: *

Коментарий: