Российские пожарные роботы могут помочь Японии. По итогам работы выездного Научно-технического Совета при МЧС РФ

В преддверии весны 2011 Тверскую область посетил Сергей Шойгу. По итогам пожароопасного лета МЧС предпринимает меры по техническому усилению огнеборцев. Поэтому одной из важных частей визита было проведение выездного Научно-технического Совета МЧС России на ведущем машиностроительном предприятии, производящем продукцию для пожаротушения – торжокском ОАО «Пожтехника».
 
После осмотра цехов, по которым министра МЧС Сергея Шойгу, губернатора Тверской области Дмитрия Зеленина, а также целую когорту генералов МЧС провел руководитель предприятия, председатель Совета директоров ОАО «Пожтехника» Анатолий Строкань, состоялось выездное заседание научно-технического совета при МЧС России.
По словам Сергея Шойгу, в ближайшее время будет увеличена закупка пожарной техники. После пожаров лета 2010 года принято решение сделать акцент на создании техники для добровольных пожарных дружин, для сельских пожарных. А также – на создании робототехники, способной тушить пожары в лесах, где человеку находиться невозможно. Помимо болот в наших лесах есть и другая опасность – боеприпасы, которыми они нашпигованы еще со времен Великой Отечественной. Кстати, работу пожарного робота гостям продемонстрировали на подходе к одному из цехов.
Актуальность работ по созданию пожарных роботов выявилась позже, когда в Японии после разрушительного землетрясения начался пожар на атомной станции Фукусима-1. Япония, которую принято считать родиной робототехники, не располагала автоматами, способными тушить огонь на объектах повышенной радиационной опасности. Японские роботы – больше для развлечения. И Страна восходящего солнца была вынуждена закупать пожарных роботов во Франции (которая вовсе не пользуется репутацией технически продвинутой державы).
Пожарные роботы производства ОАО «Пожтехника» прошлым летом хорошо зарекомендовали себя при тушении лесных пожаров вокруг ядерных объектов в Сарове. Здесь Торжок оказался более передовым, чем Токио.
Но на повестке дня – решение и более «приземленных» вопросов. Задача в том, что надо повышать эффективность пожарных подразделений, не увеличивая их численность, а это можно сделать только силами современной пожтехники. Сейчас поставлена задача разработать автомобиль, который один сможет решать комплекс задач для небольших городов. А также спасательный автомобиль с медицинским отсеком.
– Нужно перевести работу пожарных расчетов из режима ожидания вызова в режим постоянного патрулирования, – сказал Сергей Шойгу.
Генеральный директор ОАО «Пожтехника» Андрей Фортуна рассказал о возможностях предприятия и о создании на его базе НП «Развитие», занимающегося созданием Центра комплексной безопасности. От предприятия поступило предложение организовать в Торжке полигон для испытания новой техники и обучения персонала. У «Пожтехники» есть возможность предоставить жилье для тех сотрудников МЧС, которые, выйдя в отставку, пожелают переехать в Торжок и работать на предприятии.
Сергей Шойгу пояснил, что МЧС переводит на аутсорсинг обслуживание техники. В связи с этим высвобождается часть личного состава, производственные мощности. И «Пожтехника» вполне готова взять эти функции на себя – у нее есть все шансы победить в конкурсе. А значит, предприятие из Торжка получит разветвленную производственную сеть по всей стране.
Еще одно перспективное направление – лизинг тяжелой техники у предприятия. А вообще, надо идти по пути, который уже опробовали ведущие западные компании – оснащать свою продукцию датчиками, которые передают на предприятие-производитель данные о степени износа техники, ее исправности, чтобы сотрудничество было постоянным и не ограничивалось только продажей техники.
– Надеюсь, что наше сотрудничество будет «белым и пушистым», – такими словами завершил Сергей Шойгу свое пребывание в Торжке.

Из доклада генерального директора ОАО «Пожтехника» А. Фортуны на выездном Научно-техническом Совете МЧС России в Торжке:
– В 2010 году ОАО «Пожтехника» отметило свое 75-летие. За эти годы из небольшого завода выросло и успешно работает одно из предприятий по производству пожарной техники и оборудования со среднегодовым объемом выпуска более 2 млрд. рублей.
Первой пожарной продукцией стали пенные огнетушители, выпускаемые серийно с 1939 года. После войны правительство СССР принимает решение о создании в Торжке на базе Новоторжского завода противопожарного оборудования производства пожарных спасательных автолестниц. С этой целью в 1950 году создается Особое конструкторское бюро №7, в которое направляются квалифицированные конструкторы из различных отраслей промышленности, целью которого является проектирование в кратчайшие сроки отечественных образцов пожарно-спасательных автолестниц. Одновременно на заводе велось строительство цехов и шла технологическая подготовка производства.
В 70-е годы завод становится признанным мировым производителем автолестниц с механическим и гидравлическим приводом, поставляя свою продукцию не только на территорию СССР, но и более чем в 30 стран мира.
С 50-х годов по настоящее время завод активно участвует в поставках пожарной продукции для различных силовых структур РФ, в создании систем противопожарной защиты ракетных комплексов и космодромов «Байконур», «Плесецк», а также объектов специального назначения.
В 80-е годы институтом им. Патона в Киеве был разработан стенд холодной прокатки металла. И после его запуска завод получил уникальную возможность создавать замкнутые сложные профили для изготовления комплектов стрел.
После распада Советского Союза возникли типичные для всех производителей трудности: большие задолженности, отсутствие сбыта продукции, сокращение производства. Однако, благодаря постоянному труду коллектива, как руководителей, так и простых инженеров и рабочих, удалось сохранить производственную базу, провести техническое переоснащение производства, создать новые направления деятельности. Для этого с начала 90-х годов пришлось практически ежеквартально подготавливать 2-3 новые модели различной техники.
В 1993 году были созданы аварийно-спасательные автомобили АСА-20, для набирающего силу Министерства по чрезвычайным ситуациям. В 1994 году была изготовлена первая в России 50-метровая лестница, цистерны АЦ-5 и АЦ-7, пожарные подъемники АКП-32 и АКП-35, а также другая различная техника. Большое внимание уделялось производству огнетушителей. На заводе были разработаны и успешно изготавливались все типы порошковых, углекислотных, бромэтиловых, хладоновых и воздушно-пенных огнетушителей. Общее количество производимых огнетушителей достигало 1,5 млн. шт. в год.
С приходом нового тысячелетия изменяющиеся требования рынка и повышающиеся требования заказчиков ставят перед предприятием новые вызовы и новые задачи. С целью создания образцов техники соответствующего уровня ОАО «Пожтехника» поддерживает прямые контакты с различными известными европейскими производителями: по шасси – «Татра», «Вольво», «Мерседес», «Ман»; по пожарной технике и комплектующим – «Циглер», «Данфосс», «Салами» и др.
С точки зрения технологии можно выделить следующее: применение (уже на протяжении 15-ти лет) современных высоколегированных сталей иностранного производства для сварных конструкций, которые в два раза прочнее производимых в России, сварка металлоконструкций в «свободном состоянии», применение легких сплавов для изготовления корпусных деталей, использование нержавеющей стали, алюминия для изготовления элементов пожарных автомобилей.
ОАО «Пожтехника» часто становится одним из первых, кто ввозит и сертифицирует для России современные конструктивные материалы.
Предприятие использует при производстве ответственных узлов комплектующие исключительно ведущих иностранных поставщиков. Это высокопрочные легированные стали фирм Domex (Швеция), гидравлика Danfoss (Голландия), электро- и гидрооборудование итальянских и немецких фирм. Любая автолестница и автоподъемник 30 и выше метров (даже не считая часто импортного шасси), к сожалению, на 70% изготовлена из импортных материалов и комплектующих. «Пожтехника» дорожит тем, что все изделия спроектированы и изготовлены в Торжке, с «добавленным продуктом» до 60-80%.
Многие дополнительные опции изделий других производителей: сдвоенные кабины, шасси повышенной грузоподъемности часто появлялись по инициативе наших специалистов, а в некоторых случаях, совместно создавались, как например, шасси АА-13,5 – с минским заводом колесных тягачей (МЗКТ).
С 1990 года на ОАО «Пожтехника» разработано, изготовлено и освоено серийно около 300 новых моделей и модификаций пожарной и другой техники. Постоянно ведется разработка новых образцов как по проводимым конкурсам на ОКР, так и, в первую очередь, в инициативном порядке. Так, за последние годы принят на вооружение контейнерный комплекс с восьмью контейнерами, мобильно-спасательный комплекс с роботизированной установкой газоводяного тушения большой мощности. В настоящий момент по контракту с МЧС предприятие выполняет ОКР по темам:
– «Высота» – «три в одном»: создание комбинированного подъемника с цистерной и насосом высотой 24 метра и оборудованного роботизированным лафетным стволом;
 – «Мегаполис» – «два в одном»: создание пожарно-спасательного автомобиля с медицинским модулем.
В прошлом году предприятие закончило работы, проводимые в инициативном порядке, по созданию бронированного пожарно-спасательного автомобиля АПСБ, предназначенного для ликвидации пожаров в особо сложных условиях и обеспечивающего максимальную защиту личному составу.
Разработана новая автоцистерна с лестницей АЦЛ-3/40-24 (43118) с числом мест боевого расчета уже 6 человек (включая водителя) высотой подъема лестницы 24 м и увеличенной зоной обслуживания. В 2010 году успешно прошла сертификационные испытания и аэродромная машина тяжелого класса, по своим параметрам соответствующая требованиям Международного авиационного комитета и соответствующая по техническим параметрам современным зарубежным образцам, а также пожарная автолестница высотой подъема 37 метров на шасси «Татра» с автоматической системой выравнивания и стационарной складывающейся люлькой.
Сегодня на ОАО «Пожтехника» работают более десятка сборочных, сварочных и других производств на нескольких площадках в Торжке, Зугресе. Имеются представительства в Москве, Санкт-Петербурге, Твери, Белоруссии и на Украине. Производства общей площадью 100 тыс. кв. м. расположены на земельных участках площадью около 100 гектар, численность работников более 2000 человек. Проводится техническое перевооружение, строительство новых, реконструкция действующих цехов, приобретается новейшее оборудование ведущих мировых производителей.
Наличие свободных площадей и оборудования позволит в сжатые сроки, в случае привлечения дополнительной рабочей силы, обеспечить развертывание производства для обеспечения потребности МЧС в пожарной или иной технике.
Предприятие постоянно ведет строительство и на сегодняшний день имеет около 20 тыс. кв. м. жилья различной степени готовности. Проблемы дефицита рабочей силы, приток новых специалистов планируется решить за счет нескольких программ ОАО: это и программа переселения с предоставлением бесплатного жилья, обсуждается вопрос привлечения отставных специалистов МЧС, организован сайт «электронная биржа», подготовлена программа обучения.
ОАО «Пожтехника» в 2005 году стало инициатором создания НП «Развитие» для разработки предложений по организации сети технических и коммерческих структур, под обобщающим названием «Центр комплексной безопасности», которые с привлечением других предприятий машиностроительного профиля, научных учреждений смогли бы вместе решать сложные задачи (например, проблему дефицита кадров, перемещения производств и т.д.), создавать пожарную технику, организовывать высокоэффективные сборочные предприятия, производящие современную качественную продукцию и работающие, в том числе, на компонентах, производимых ОАО «Пожтехника».
Примером такой кооперации явилось создание МПСК-РГВТ, в котором участвовали помимо «Пожтехники», ВНИИПО и НП «Развитие» еще и два Тверских предприятия: «Эксмаш» и «Тверьстроймаш». Создание таких объединений позволило бы в сжатые сроки разработать перспективную пожарную технику, в том числе для тушения торфяных и лесных пожаров.
Другим направлением по созданию пожарных машин Европейского класса является совместная разработка и изготовление прототипов с использованием передовых технологий зарубежных фирм для их дальнейшего производства в России, других странах СНГ. Такие работы ведутся с Чешской фирмой «ТНТ» (г. Поличка), имеются договоренности с фирмой «Toplift» (Финляндия). Есть просьбы со стороны правительства Китая об организации производства лестниц в Тяньцзиньской зоне технико-экономического развития.

Версия для печати
Авторы: Мария ОРЛОВА
Разместить ссылку на: 


Добавить комментарий

Автор: *
Тема: *
Код c
картинки: *

Коментарий: