От бакалавра до магистра...

Сегодня, в условиях, когда наша страна взяла курс на модернизацию экономики, особенно остро стоит вопрос кадрового голода. Производственный сектор нуждается в специалистах, готовых уже сейчас включиться в проведение преобразований. Время требует, чтобы российские вузы подготавливали кадры для завтрашней инновационной экономики.
 
Однако по мнению экспертов, высшее образование, доставшееся нам в наследство от советских времен, не в полной мере отвечает требованиям современной экономики. Стремясь увеличить конкурентоспособность и привлекательность российского высшего образования, обеспечить высокое качество обучающего процесса, способствовать мобильности студентов, облегчить трудоустройство выпускников, а также с целью войти в европейскую зону высшего образования, в 2003 году наша страна присоединилась к Болонскому соглашению. 24 октября 2007 года президент России подписал закон о введении в России двухуровневой системы высшего образования. Согласно новому законодательному акту, с 1 сентября 2009 г. все высшие учебные заведения России переходят на новую уровневую систему высшего профессионального образования, включающую уровни бакалавров и магистров, а также, в отдельных сферах – подготовку специалистов, в 2013 г. этот переход должен окончательно завершиться. О преимуществах и недостатках новой системы образования журналист «Умного производства» беседует с ректором Тверского государственного технического университета (ТГТУ) Борисом Палюхом.
 
– Борис Васильевич, с 1 сентября этого года ваш вуз полностью переходит на новую двухуровневую систему образования. Что повлечет за собой ее введение, как это отразится на подготовке студентов? Переход к системе высшего образования, где будет превалировать подготовка бакалавра, наверное, должен повлечь за собой пересмотр государственных образовательных стандартов, всего корпуса учебных программ вузов?
 
– Основой для разработки новых государственных стандартов профессионального образования являются новые перечни профессий, специальностей и направлений подготовки. Поставлена задача – перейти, прежде всего на первых курсах, к более широкой междисциплинарной фундаментальной подготовке, что соответствует потребностям современной экономики и в полной мере согласуется как с международным опытом, так и с практикой ведущих вузов.
С утверждением новых перечней направлений подготовки в системе профессионального образования количество стандартов сократилось почти в полтора раза (до 985, из них 457 стандартов высшей школы). Для сравнения: система государственных образовательных стандартов второго поколения насчитывала 1326 стандартов, из них 777 стандартов высшей школы. По просьбам работодателей сохранена подготовка профессиональных кадров за счет 111 «моноспециальностей» для тех отраслей, где велика доля стабильного государственного заказа: оборонно-промышленного комплекса, здравоохранения, наукоемких производств и искусства. В нашем вузе наряду с 32 направлениями бакалавриата и 13 направлениями магистратуры будут три специальности: открытые горные работы, фундаментальная и прикладная химия, наземные транспортно-технологические средства. В бакалавриате и магистратуре студенты будут учиться соответственно четыре и два года, а по указанным моноспециальностям – пять лет.
Сейчас ведется разработка новых учебных планов, рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин и других материалов, обеспечивающих качество подготовки обучающихся и реализацию соответствующих образовательных технологий.
Выпускники школ теперь могут поступить в вуз на бакалавриат и через четыре года, получив диплом о высшем профессиональном образовании с присвоением степени «бакалавр», должны сделать выбор: продолжить обучение в магистратуре или идти работать.
Очевидно, что переход по большинству специальностей к подготовке по схеме «бакалавр – магистр» не сводится к простому разбиению пятилетних программ на четырехлетние, к которым будут прибавляться одногодичные или двухгодичные. Этот процесс требует глубокого осмысления содержания образования, выявления тех компетенций, которыми должен обладать бакалавр, специалист или магистр. Указанный переход означает, что те, кто будут учиться 4 года, должны не меньше или больше знать, а по-другому уметь. Для российской системы высшего образования это осмысление назрело, поскольку оно связано с переходом от индустриального общества, которому соответствует подготовка узких специалистов, построенная по отраслевому принципу, к постиндустриальному, в котором в подготовке кадров превалирует широкий профиль, достраиваемый множеством различных способов до подготовки того работника, который требуется конкретным секторам экономики. Такая перестройка должна базироваться на развитии системы непрерывного образования. Новому типу экономики и общества соответствует система высшего образования, ориентированная на множественность типов образовательных карьер (образовательных траекторий). Переход к такой системе предполагает внедрение в систему высшего образования новых педагогических технологий, иных принципов организации образовательного процесса, другой роли преподавателя. Все эти моменты таят в себе и значительный потенциал развития системы высшего образования и столь же значительные риски.
 
– Можно ли выучить полноценного специалиста за четыре года?
 
– Бакалавриат – это полноценное высшее образование, но в отличие от подготовки специалистов не имеет узкой специализации. Подготовка бакалавра занимает всего четыре года, и в учебный курс не входит преддипломная практика, которую специалисты проходят на пятом курсе. А ей предшествует большая летняя практика между четвертым и пятым курсами, когда студенты летом месяц или полтора работают на предприятиях, изучают производство. Я в свое время проходил практику на Ангарском нефтехимическом комбинате. Эта работа легла в основу моего дипломного проекта. Студенты ТГТУ при обучении по существующим ныне специальностям, например, машиностроительного профиля, проходят практику на Тверском вагоностроительном заводе, в том числе в Центральном конструкторском бюро, НИИ вагоностроения, других машиностроительных предприятиях и проектных организациях; на месте изучают нормативную проектную документацию и инженерные дисциплины.
Нынешние бакалавры будут получать лишь теоретические знания, навыка того же проектирования у них не будет. Поэтому в большинстве случаев они смогут претендовать только на должности линейных менеджеров (хотя специалистов тоже не берут сразу на должности руководителей). Или им придется повышать свою квалификацию уже на рабочем месте.
Выпускники бакалавриата, которые всерьез задумываются о карьерном росте, будут стремиться поступить в магистратуру для получения выбранной специализации. В магистратуру на бюджетные места попадут только самые лучшие (15-30% всех выпускников), так как придется сдавать вступительные испытания и проходить конкурсный отбор. Для всех остальных желающих вузы смогут предложить обучение в магистратуре на договорной основе. На сегодняшний день далеко не все вузы выпускают магистров, а только лучшие, и в том числе Тверской государственный технический университет.
 
– А в каком виде сохранится такая форма подготовки научных кадров как аспирантура?
 
– Возможность поступать в аспирантуру с 2009 г. получили только магистры и специалисты, бакалаврам доступ туда закрыт. Стоит отметить, что большая часть бакалавров, получивших диплом в последние годы, сразу же продолжала обучение либо по программам специалитета, либо магистратуры.
 
– Как вы думаете, изменение образовательных стандартов высшей школы повлияет ли на среднее и среднее профессиональное образование?
 
– Переход на уровневую систему высшего образования ставит вопрос об актуальности развития в старшей школе профильного обучения. Непрерывное профессиональное образование имеет важнейшее значение в подготовке и переподготовке высококвалифицированных кадров для экономики Тверской области, которые отвечали бы современным требованиям техники и технологий. Одним из важнейших условий его реализации является интеграция образовательных учреждений (профессиональных лицеев, техникумов, колледжей, вузов), включающая создание Центра методического обеспечения образовательных учреждений разных уровней (начальное, среднее и высшее профессиональное техническое образование), подготовки и повышения квалификации преподавателей и специалистов, согласование образовательных программ всех уровней (начального профессионального, среднего профессионального, высшего и дополнительного образования), совместное использование учебно-лабораторной базы образовательных учреждений всех уровней профессионального образования, создание условий непрерывного образования в течение всей жизни для каждого гражданина. В частности, ТГТУ ведет профильный класс по информационным технологиям в лицее №1, в котором преподаватели вуза ведут занятия.
Выпускники этого профильного класса поступают после окончания лицея в университет, причем далее готовятся целевым назначением для ЗАО «Центпрограммсистем» в рамках соответствующих трехсторонних договорных отношений, причем получая дополнительную стипендию от этой организации. Тверской государственный технический университет имеет многолетний опыт тесного сотрудничества с образовательными учреждениями среднего профессионального образования г. Твери и Тверской области по подготовке кадров. На протяжении 15 лет активно реализуется система непрерывного профессионального образования «техникум, колледж – вуз», при которой выпускники техникумов, колледжей получают высшее образование в нашем университете по ускоренным или сокращенным образовательным программам за 4-4,5 года. Ежегодно нашими студентами становится свыше 1000 выпускников учреждений среднего профессионального обучения. Университет имеет договоры о совместной деятельности со многими техникумами и колледжами Тверской области, в соответствии с которыми при подготовке специалистов используется общий материальный и интеллектуальный потенциал, что способствует повышению качества образования. Вместе с тем в эти интеграционные процессы непрерывного профессионального образования слабо вовлечены учреждения начального профессионального образования, реализующие программы, профильные специальностям ТГТУ по таким отраслям как машиностроение, строительство, энергетика, информационные технологии и другим. Высококвалифицированный специалист, инженер, бакалавр должен уметь уверенно работать на машинах, станках и устройствах того направления профессиональной деятельности, которое он выбрал в качестве своей основной профессии и карьерного роста.
Чтобы создать благоприятные условия школьникам в выборе профессии, в получении глубоких профессиональных знаний, необходимых для современного производства, предлагается на первом этапе профессионального образования их переводить в профессиональные училища, лицеи, которые были бы структурными подразделениями университета, для получения рабочих профессий (с длительностью обучения 1 год). Преподавателями естественно-научных дисциплин (физика, химия, черчение и другие) может стать профессорско-преподавательский состав университета. На втором этапе после освоения программы начального профессионального образования принимать их для более углубленного освоения выбранной профессии по программе бакалавра с длительностью обучения четыре года. При этом необходимо совмещать учебу студентов с работой на промышленных предприятиях (например 3 дня учебы и 3 дня работы в неделю или учеба в вечернее время). За 5 лет учебного процесса получаем высококвалифицированного рабочего с высшим образованием или инженера со знаниями и умениями высококвалифицированного рабочего.
Это позволит получить выпускников, обладающих не только глубокими теоретическими знаниями, но также знанием техники и технологии, умениями и навыками в эксплуатации и обслуживании сложного технологического оборудования на конкретных предприятиях. В целях более полного удовлетворения потребностей экономики Тверской области в квалифицированных кадрах, повышения качества подготовки специалистов путем развития системы непрерывного профессионального образования Тверской государственный технический университет предлагает рассмотреть вопрос об интеграции с данными образовательными учреждениями начального профессионального образования, не исключая объединения путем создания единого юридического лица. Мы выходим с предложением разработать региональную программу развития профессионального технического образования на основе изложенных положений, в финансировании которой сможет оказать помощь Правительство РФ.
 
– Современное инновационное производство требует высококвалифицированных кадров. Будут ли выпускники-бакалавры отвечать требованиям времени?
 
– Создание инновационной экономики в России требует, прежде всего, развития высшего технического образования, которое, как правило, должно быть интегрировано с приобретением необходимых управленческих знаний и навыков и при этом должно включать, как компоненту, приобретение рабочей квалификации. Решить эту проблему призвана подготовка кадров с высшим техническим образованием по программе прикладного бакалавриата, эксперимент по созданию которого в стране в 2009-2014 годах проводится в соответствии с Постановлением Правительства №667 от 19 августа 2009 г.
Программа прикладного бакалавриата должна обеспечивать профессиональную теоретическую подготовку, характерную для программ бакалавриата, и профессиональную практико-ориентированную подготовку, характерную для программ среднего профессионального образования. Прикладной бакалавриат призван решить задачи формирования и внедрения новых видов профессиональных образовательных программ, ориентированных на освоение современных образовательных технологий, новых форм и методов организации труда и обеспечивающих подготовку квалифицированных кадров в соответствии с потребностями инновационного развития экономики. В программе прикладного бакалавриата объем практической подготовки составляет не менее 50% от общего объема времени, отведенного на теоретическое обучение и практику.
Эксперимент проводится с целью апробации образовательных программ прикладного бакалавриата, взаимодействия образовательных учреждений и работодателей, а также повышения эффективности и качества профессионального образования в соответствии с потребностями рынка труда и повышением коэффициента трудоустройства выпускников. Этому важному аспекту деятельности университета уделяется постоянное внимание со стороны руководства ТГТУ, его деканатов и выпускающих кафедр. Расширяются контакты с промышленными предприятиями г. Твери и Тверской области по вопросам целевой индивидуальной контрактной подготовки специалистов. На основе опроса ВЦИОМ, инициированного общественным объединением «Деловая Россия» в 2007-2008 годах, ТГТУ вошел в авторитетный список 50 лучших вузов страны по востребованности выпускников на рынке труда. Поэтому не случайно Тверской государственный технический университет совместно с ФГОУ СПО «Тверской колледж им. A.Н. Коняева» в 2010 году стали победителями конкурсного отбора по направлению «Технология машиностроения» экспериментальной программы Министерства образования и науки РФ «Металлургия, машиностроение и материалообработка» по совместной подготовке прикладных бакалавров. Программа получила поддержку машиностроительных предприятий – работодателей Твери и Тверской области. Студенты будут учиться 4 года по очной форме (2 последних года в вузе) за счет средств федерального бюджета. В целом, получение ориентированного на практику образования позволит выпускникам, не имеющим опыта работы, успешнее конкурировать со специалистами, имеющими опыт работы и которых предпочитают набирать предприятия, быстрее найти работу по специальности и успешнее сделать карьеру.
 
– По вашим словам, бакалавры могут претендовать лишь на должность линейных менеджеров. А ведется ли в ТГТУ подготовка высшего состава менеджеров?
 
– С целью подготовки высококвалифицированных управленческих кадров, имеющих как техническую подготовку, так и навыки в области менеджмента, что в настоящее время является чрезвычайно актуальным и, к сожалению, не характерным для многочисленных менеджеров, выпускаемых вузами гуманитарного профиля, в Тверском государственном техническом университете в течение 15 лет ведется обучение по широкому спектру направлений и специальностей высшего профессионального образования с управленческим профилем в сфере промышленного производства, торговли и услуг. Прежде всего, в интересах развития высокотехнологичных секторов экономики открыты направления и специальности экономического и управленческого профилей по различным отраслям промышленного производства (в машиностроении, строительстве, горном деле и других).
По каждой из этих специальностей подготовлены сотни специалистов, которые работают практически во всех отраслях экономики Тверской области, в администрациях всех уровней управления. ТГТУ является участником реализации Президентской программы подготовки управленческих кадров по программе «Развитие предпринимательства» с подпрограммами: «Созидание» – для начинающих предпринимателей, «Развитие» – для руководителей малого и среднего бизнеса.
Таким образом, у ТГТУ имеется значительный потенциал по подготовке, переподготовке и повышению квалификации профессиональных и управленческих кадров, возможности которого пока не в полной мере используются при формировании управленческого резерва для промышленности, торговли и сферы услуг. Это, в частности, объясняется тем, что сегодня далеко не всегда обеспечивается согласованность образовательных учреждений, администрации и бизнес-сообщества региона в определении перспектив и структуры подготовки и повышения квалификации специалистов различных уровней.

Представляем вам члена «Экспертного совета», ректора одного из ведущих технических вузов страны Бориса Васильевича Палюха.


Палюх Борис Васильевич – доктор технических наук, профессор, ректор Тверского государственного технического университета. Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации. 
Родился 11 сентября 1948 года в г. Браслав Витебской области Республики Беларусь. В 1971 году окончил Калининский политехнический институт (ныне Тверской государственный технический университет) по специальности «Автоматизация и комплексная механизация химико-технологических процессов». В 1979 году получил степень кандидата технических наук, а в 1983 году ему присвоено звание доцента. В 1983-1984 годах прошел стажировку в Германии, с 1989 по 1991 год обучался в докторантуре МХТИ имени Д.И. Менделеева под руководством академика В.В. Кафарова. С 1991 года – доктор технических наук, с 1993 года – профессор. Трудовую деятельность начал сразу после окончания института. Вся научно-педагогическая деятельность, стаж которой составляет более 36 лет, связана с Тверским государственным техническим университетом (ТГТУ). С 1993 года является заведующим кафедрой «Информационные системы» ТГТУ, с 2001 года – директор Центра новых информационных технологий ТГТУ, с 2002 года – проректор по информационным технологиям. В 2007 году избран на должность ректора Тверского государственного технического университета. Палюх инициирует создание новых специальностей и направлений подготовки специалистов с высшим техническим образованием.
Признанный педагог и ученый, основными направлениями научной деятельности которого являются интеллектуальные информационные системы, безопасность, надежность, базы знаний, экспертные системы. Является ведущим ученым в области разработки и внедрения информационных систем для объектов, которые функционируют в условиях неопределенности исходной информации. Автор свыше 200 научных публикаций, из них девять монографий и учебников. Возглавляет научно-педагогическую школу «Фундаментальные и прикладные исследования по проблемам математического и компьютерного моделирования информационных процессов». Под его руководством защитились 12 аспирантов и один докторант.
Область научных интересов – разработка и внедрение информационных систем для объектов, которые функционируют в условиях неопределенности исходной информации. Проводил фундаментальные исследования и участвовал во внедрении аппаратно-программного комплекса диагностики механических дефектов, систем параметрической диагностики, основанных на применении экспертных систем, теорий интервального анализа и свидетельств, программно-технических модулей обработки данных и знаний на ряде промышленных предприятий и в информационных системах административного управления, работ по созданию единой информационно-образовательной среды Тверской области.
Является членом Ученого совета университета и Совета гуманитарного факультета, заместителем председателя диссертационного совета Д 212.262.04, руководителем научно-педагогической школы «Фундаментальные и прикладные исследования по проблемам математического и компьютерного моделирования информационных процессов».
Научно-педагогическую деятельность успешно совмещает с общественной работой, является членом международной редакционной коллегии журнала «Программные продукты и системы», входит в состав Совета Российской ассоциации искусственного интеллекта и Экспертного совета Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ).
Награжден рядом почетных званий и знаков, неоднократно отмечен почетными грамотами, дипломами и благодарностями за многолетнюю творческую педагогическую деятельность, значительный вклад в дело подготовки высококвалифицированных специалистов в высшей школе и за успешные научные исследования в области разработки и внедрения информационных систем в промышленности и образовании, в том числе почетной грамотой Министерства высшего и профессионального образования РФ и благодарностью губернатора Тверской области. Является обладателем двух серебряных (2001, 2002) и одной золотой медали ВВЦ (2003). В 2004 г. был награжден нагрудным знаком Министерства образования Российской Федерации «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации». В 2008 г. – нагрудным знаком «Почетный работник науки и образования Тверской области» за многолетнюю творческую педагогическую деятельность, значительный вклад в дело подготовки высококвалифицированных специалистов в высшей школе и за успешные научные исследования в области разработки и внедрения информационных систем в промышленности и образовании.

Версия для печати
Авторы: Елена ПАВЛОВА
Разместить ссылку на: 


Добавить комментарий

Автор: *
Тема: *
Код c
картинки: *

Коментарий:
Автор: ТИНА (13.01.2015 18:04:32)
Тема: Большой вопрос
Несомненно, Борис Васильевич большой ученый, а вот совесть у этого человека есть???