Сценарий – модернизационный, в главной роли – кадры

 

Пути наращивания кадрового потенциала, в том числе в оборонно-промышленном комплексе, опыт и проблемы взаимодействия предприятий ОПК с вузами обсудили участники состоявшегося в Общественной палате РФ круглого стола на тему «Проблемы подготовки инженерно-технических кадров и создания высокопроизводительных рабочих мест в отечественной промышленности». Его организаторы – Общественный совет при Министерстве промышленности и торговли РФ, Общественная палата РФ и Союз машиностроителей России. К обсуждению были приглашены представители бизнеса и власти, общественных организаций, ученые и эксперты.
 
ДВА БЕРЕГА ОДНОЙ РЕКИ
 
Сегодня модернизационный сценарий для отечественной экономики является единственно приемлемым – это аксиома. Модератор обсуждения, председатель Общественного совета при Минпромторге РФ, руководитель рабочей группы Общественной палаты РФ по модернизации промышленности, член президиума ассоциации «Лига содействия оборонным предприятиям», генеральный директор ОАО «Российская электроника» Андрей Зверев в своем вступительном слове сформулировал это весьма жестко:
 – Мы сейчас, после того как страна вступила в ВТО, находимся на развилке: или мы к 2020-му году превращаемся в сырьевой придаток развитых стран, или Россия вернет себе достойное место в научно-техническом развитии мира. Так как это было в 60-е и 70-е годы прошлого века, когда мы первыми полетели в космос, запускали спутники и сделали еще много полезного для всего человечества.
Здесь можно только добавить: и когда у нас было лучшее в мире образование, а вместо новомодных «индивидуальных планов карьерного роста» – понятная всем профориентация школьников, обучение студентов-«целевиков», поступивших в вузы по направлению от предприятий, на самих предприятиях – наставничество, школы молодых рационализаторов и многое другое. То есть была единая целостная система подготовки и дальнейшего продвижения кадров, которой, как отметили многие выступавшие на круглом столе, нам сегодня очень не хватает. И это явно не тот случай, когда «заграница нам поможет». То есть ведущие зарубежные высокотехнологичные компании, гранды мирового хайтека действительно охотно присматриваются к нашей перспективной молодежи, поощряет их творческий поиск грантами. Однако о развитии промышленности и росте кадрового потенциала какой страны – нашей или своих – они при этом заботятся? Вопрос риторический.
Из выступления Андрея Зверева:
 – На мой взгляд, при множестве проблем в сфере подготовки кадров ключевая все же состоит в том, что высшая школа развивается сама по себе, а высокотехнологичные отрасли – сами по себе, и эти два процесса идут параллельно. И нет у нас в стране целенаправленной и строго ориентированной работы, направленной на подготовку действительно нужных реальному сектору высококлассных специалистов. А без кадров все наши планы по модернизации останутся пустым звуком.
Эта тема была развернута в докладе «Подготовка инженерно-технических кадров для машиностроения: пути повышение эффективности», с которым выступил ректор ФГБОУ ВПО МГТУ «Станкин» Сергей Григорьев:
– Приходится констатировать критическое несоответствие, сложившееся на рынке труда в машиностроении. Со стороны работников – это переоценка своей значимости и завышенные ожидания выпускников вузов, низкий уровень специальной подготовки и интеллектуального потенциала выпускников. Сегодня менее 20% школьников в Москве сдают ЕГЭ по физике, что обуславливает низкий уровень абитуриентской базы. Из всей массы золотых медалистов на технические специальности поступают в последние годы менее 4 процентов. Молодежь ориентирована преимущественно на работу в непроизводственной сфере. Со стороны образования – это отсутствие стратегического видения развития рынка труда, неточная оценка и прогнозы потребности рынка труда в инженерных кадрах, отсутствие опережающей подготовки, недостаток актуальных компетенций у преподавателей, применение устаревших методик обучения, смещение фокуса в решении проблем подготовки кадров с содержательных аспектов образования на инфраструктуру, материально-техническую базу. Со стороны работодателей – это низкий уровень компенсации труда в машиностроении, высокие требования к квалификации и мотивации работников, которые должны соответствовать требованиям современного высокотехнологичного производства, тяжелые условия труда, отсутствие четко сформулированных требований к инженерным кадрам.
Яркая иллюстрация к сказанному выше – кадровая ситуация в ОПК. Сегодня кадры ОПК – это около полутора миллионов человек – без учета ядерного оборонного комплекса, из них около 72% заняты на промышленных предприятиях, около 28% – в НИИ и КБ предприятий. Работники до 35 лет составляют до 21%, при этом их доля год от года снижается. И, к сожалению, как показывают опросы, 70% молодых работников предприятий ОПК не собираются надолго задерживаться в этих компаниях и в этой отрасли. Сегодня только 20% студентов отечественных вузов обучаются по специальностям, на которые распространяется гособоронзаказ. При этом менее 50% выпускников устраиваются на работу по специальности.
 – Для действенного решения проблемы недостаточно односторонних усилий образовательных учреждений, которым сложно быстро адаптироваться к потребностям предприятий отрасли, – резюмировал Сергей Григорьев. – Вузам сложно эффективно отрабатывать в рамках основных образовательных программ актуальные запросы отрасли. И в то же время предприятия также еще до конца не научились на понятном для вузов языке формулировать требования к компетенциям выпускников. Поэтому считаю целесообразным выделить три ключевых направления повышения эффективности взаимодействия. В области организации инженерной подготовки – это создание системы координации управления процессами формирования компетенций специалистов машиностроения, структурированной по укрупненным группам специальностей и направлений подготовки. В области технологий инженерной подготовки – создание инновационной системы непрерывного инженерного образования, в области маркетинга инженерной подготовки – активная пропаганда инженерного образования и работы на промышленных предприятиях в СМИ.
Эта же мысль прозвучала в выступлении начальника отдела стратегического планирования Департамента развития ОПК Минпромторга Александра Чижова:
– В целом, по нашему мнению, для реализации модернизационного сценария необходимо создание механизмов решения системных проблем инженерного образования в стране. Это – преодоление отставания в темпах адаптации системы профобразования техническому обновлению промышленности. В частности, высокий технологический уровень оборонных производств обуславливает необходимость увеличения доли индивидуальной подготовки специалистов, Это, в свою очередь, требует выработки новых подходов к формированию требований к техническому образованию. Сейчас начата разработка профессиональных стандартов, которые послужат ориентирами при работе над программами подготовки специалистов. Очевидно, что интегральные требования, сформулированные в этих стандартах, должны конкретизироваться на уровне взаимодействия учебного заведения и промышленной компании. Примером такого взаимодействия является организация подготовки специалистов по принципу «завод-втуз». Или – по методике проблемного обучения. Примеры такие есть, их надо поддерживать и тиражировать.
 
О ПОДДЕРЖКЕ И ТИРАЖИРОВАНИИ
 
Без этой темы не обходится ни одно совещание подобного рода: какие меры государственной поддержки должны быть предприняты для решения проблемы, что будет делаться для тиражирования опыта сколько-нибудь преуспевших в ее решении. В данном случае ответы были получены из первоисточника – от начальника отдела профильного департамента Минпромторга.
Из выступления Александра Чижова:
– Развитие ОПК и наращивание кадрового потенциала отнесено к приоритетным государственнымНачальник отдела стратегического планирования департамента развития ОПК Минпромторга Александр Чижов задачам. Этот вопрос неоднократно докладывался на общественном совете Минпромторга. У нас реализуется стратегия создания системы непрерывного профессионального многоуровневого образования в ОПК на период до 2015 года. Действуют государственные планы подготовки научных работников и специалистов. Что важно, они формируются на основании заявок предприятий, отражают их реальную кадровую потребность. Преимущества такого государственного плана налицо: это гарантированное трудоустройство выпускников вузов, а также большие возможности сохранить профессорско-преподавательский состав кафедр, готовящих специалистов для «оборонки». К сожалению, на сегодня еще нет масштабного опыта правоприменительной практики в этой сфере, но по предварительной информации от предприятий, можно сделать вывод о том, что необходимо внедрять в рамках госплана, помимо очной формы подготовки, также очно-заочную и заочную. Это существенно расширит возможности работников предприятий обучаться и будет способствовать их закреплению на предприятиях.
В Минобрнауки с нашим участием реализуется проект создания системы научно-образовательных центров. В период с 2009 по 2011 год поддержано 85 таких проектов, в том числе из них 15 реализуются на предприятиях, подведомственных Минпромторгу. Также в рамках ФЦП оснащаются современным специальным оборудованием ресурсные центры коллективного пользования, осуществляющие подготовку студентов и аспирантов для ОПК. В рамках ФЦП «Образование» на 2011-2015 годы реализуется проект по созданию и развитию образовательных кластеров на базе вузов. Всего их планируется создать 48. Методология проектов уже отработана при создании Научно-исследовательского ядерного университета. Для объединения потенциала вузов и промышленных предприятий успешно функционируют базовые кафедры крупнейших вузов с использованием научных и лабораторных баз предприятий. В последнее время интегрированные структуры ВПК при выполнении программ инновационного развития также активизировали взаимодействие с вузами в научной сфере. Вузы привлекаются к выполнению НИОКР в рамках Гособоронзаказа и ФЦП как головные исполнители и соисполнители. Для студентов этих вузов участие в таких работах – отличная возможность получить дополнительные знания и компетенции.
Важным шагом в развитии кадрового потенциала ОПК станет реализуемая Минобрнауки Президентская программа повышения квалификации инженерных кадров, в которой также планируется активное участие Минпромторга.
Ставка также делается на развитие дополнительного профессионального образования. На сегодня такие внутрикорпоративные формы подготовки специалистов обеспечивают, по разным оценкам, до 80% потребностей ОПК в профессиональной подготовке и повышении квалификации работников компаний. Важным преимуществом такой формы является возможность использовать в образовательном процессе современное оборудование предприятий, на базе которых созданы эти центры. В целом, как показывает практика, ДПО обладает достаточно высокой эффективностью, при сравнительно небольших финансовых затратах позволяя решать широкий спектр актуальных задач развития кадрового потенциала. Принципиально и то, что эта форма обучения помогает адаптации выпускников вузов, обладающих хорошей фундаментальной подготовкой, к условиям профессиональной деятельности в конкретной организации. Это позволяет нивелировать определенные различия в требованиях к подготовке специалистов в системе высшего образования и соответствующих требований со стороны работодателей. Кроме того, корпоративная система повышения квалификации в определенной степени играет роль социального лифта, способствуя и карьерному росту прошедших обучение работников. В целях развития этого направления необходимо совершенствовать нормативное, правовое и организационное обеспечение функционирования системы ДПО. Для этого с нашей стороны в рамках ФЦП «Развитие» предусмотрены определенные исследования, направленные на формирование нормативной базы. Одна из основных задач также – увеличение центров ДПО по наиболее критичным для ВПК направлениям подготовки специалистов и их интеграции в состав корпораций. В Минпромторге разработан проект концепции формирования в ВПК системы ДПО. Им предусматривается реализация организационных мероприятий и разработка соответствующих нормативных и правовых актов. Кроме того, мы готовим коррективы в ФЦП «Развитие ОПК» в части включения в нее, начиная с 2013 года, мер государственной поддержки повышения квалификации и организации стажировки работников ОПК на условиях софинансирования со стороны работодателей. Для обеспечения координации деятельности системы ДПО прорабатывается вопрос создания федерального кадрового центра, осуществляющего комплексные исследования в области развития кадрового потенциала ОПК.
Кроме подготовки инженерных кадров, крайне важным для ОПК является обеспечение квалифицированными специалистами средне-технического звена. В первую очередь рабочими кадрами. После того как практически все профессиональные колледжи, лицеи и училища были переданы на региональный уровень, объем и качество подготовки таких кадров ощутимо снизились. В данной ситуации также требуется выработка новых инструментов взаимодействия и обеспечения подготовки этих работников в регионах страны. Одной из форм может стать участие крупнейших промышленных предприятий в создании современных профессиональных учебных заведений. Необходимо также задействовать инструменты частно-государственного партнерства.
 
КАК ИНТЕГРИРОВАТЬ КОМПЕТЕНЦИИ
 
Многое из того, о чем говорил на круглом столе представитель Минпромторга, перекликается с предложениями по законопроекту «Об образовании в РФ», подготовленными Союзом машиностроителей России совместно с Российским союзом ректоров. Это, например, предложение проработать вопрос о возможностях предоставления отсрочки от призыва на военную службу или прохождения альтернативной службы выпускниками федеральных государственных образовательных учреждений, пришедшими работать на предприятия ОПК. Для молодежи это должно послужить важным мотивационным фактором при выборе профессии и будущего места работы, к тому же это повысит эффективность расходования бюджетных средств на их обучение в вузах.
И в ходе круглого стола его участники высказали целый ряд предложений по его тематике. Так, Сергей Григорьев предложил реализацию пилотного проекта системного развития взаимодействия вузов и работодателей на важнейшем направлении подготовки кадров, в рамках которого осуществляется подготовка будущих конструкторов и технологов. Именно они сегодня остро востребованы ОПК, которому, как и другим стратегическим отраслям, до 2020 года нужно обновить оборудование не менее чем на 70%. Только на ОПК по программе развития современных производств будет потрачено не менее 1,7 трлн. рублей. Это – новые станки, новые технологии. И инженерные кадры требуются соответствующие. Ядром коммуникаций технических вузов и предприятий предлагается сделать инновационную структуру – центр интеграции компетенций. Центр обеспечивает координацию и управление процессами формирования компетенций отраслевых специалистов, реализует концепцию непрерывного инженерного образования. Функции центра – анализ потребностей в кадрах в разрезе должностей, кадровое планирование, координирование, методические разработки, информационная поддержка, оценка и сертификация. Наиболее целесообразной формой реализации функций центра является модель непрерывной подготовки в рамках образовательного кластера, в котором обеспечена взаимосвязь с учреждениями дополнительного образования детей на входе, цепочки подготовки высококвалифицированных специалистов и наличие постоянной эффективной обратной связи с работодателями на выходе цепочки. Развитию сотрудничества со школами нужно сегодня придавать особое значение.
Сейчас на базе СТАНКИНа создается центр технологической подготовки образования. На финансирование десяти таких центров в крупнейших вузах Москвы уже выделено порядка 100 млн рублей. Там будут проходить подготовку и первичное обучение школьники. Одновременно с этим в фонде Бортника стартовала программа, в рамках которой финансируются разработки отечественного учебного оборудования для развития заинтересованности детей в инженерной профессии.
Ряд предложений внес генеральный конструктор ОАО «Раменское Приборостроительное Конструкторское Бюро» Гиви ДжанджгаваИнтересный поворот в обсуждении инициировал генеральный конструктор ОАО «Раменское Приборостроительное Конструкторское Бюро» Гиви Джанджгава, заявивший, что говорить о подготовке инженерно-технических кадров рано, пока не будет создана высокотехнологическая производственная отрасль. «Между знаниями и современными технологиями – абсолютно пустое пространство. Никто не доводит знания до промышленного производства», – пояснил он.
Подобные мысли прозвучали и в выступлении советника руководителя Администрации Президента РФ, члена Общественного совета при Минпромторге РФ Антона Данилова-Данильяна. Рассматривать проблему подготовки кадров следует, отталкиваясь именно от проблематики повышения производительности труда, – изложил он свою позицию. Практически все наши промышленные компании имеют гигантские внутренние резервы для того, чтобы существенно повысить свою эффективность как за счет замены оборудования, так и за счет изменения технологических процессов. «Исходя из этого, мы определяем, какое оборудование нам нужно для обеспечения роста производительности труда, и под это оборудование готовим и подбираем кадры, – пояснил Антон Данилов-Данильян. – То есть в данном случае кадры вторичны, а не первичны. А большая часть новых технологий вообще очень серьезно экономят на кадрах, поскольку процессы в значительной степени автоматизированные».
«В связи с этим я выдвигаю следующие предложения, – резюмировал Гиви Джанджгава. – Во-первых, необходимо активизировать работы по переработке знаний промышленных технологий с привлечением профильных учебных заведений, во-вторых, определить основные прорывные технологии при переходе в новотехнологический уклон и разработать по этим направлениям программу подготовки и переподготовки кадров и, в-третьих, разработать план общественных мероприятий по пропаганде рабочего инженерного труда и системных мотиваций».
Предложения участников круглого стола будут обобщены его организаторами и направлены в Правительство РФ.

 


Версия для печати
Авторы: Светлана БАКАРДЖИЕВА
Разместить ссылку на: 


Добавить комментарий

Автор: *
Тема: *
Код c
картинки: *

Коментарий:
Автор: Моисеева Н.Н. (23.02.2015 22:32:21)
Тема: Восстановление оборонной способности страны
Восстановление оборонной способности страны это здорово. В городе Орле есть много недействующих заводов и цехов, которые ждут своего часа для восстановления и работы на благо отчизны, например, приборостроительный завод и другие. Что могло бы вывести Орловскую область из дотационной вновь промышленный центр и восстановить рабочие места.