Приоритет – потребность предприятий

 

УМПРО продолжает серию публикаций о проблемах подготовки инженерных кадров для отечественной промышленности и формирования системы взаимодействия предприятий ОПК, вузов и научных учреждений. В рамках этого проекта свои комментарии на заданную тему дают практики – топ-менеджеры крупнейших компаний и ректоры и преподаватели ведущих технических вузов страны.
 
В современных условиях российский бизнес поставлен перед вызовами глобальной конкурентоспособности. На фоне других проблем обеспечение адекватным этим вызовам персоналом организаций представляет особую актуальность.
Сегодня по производительности труда страна отстает от ведущих мировых игроков в 5-6 раз, а существующая модель взаимодействия вузов с промышленностью не способна удовлетворить потребность в кадровом обеспечении. Научно-исследовательские центры зачастую сводят свою деятельность к выполнению социальной функции сохранения научных кадров, не развивая компетенции по формированию задела, востребованного бизнесом, что ставит под вопрос тезис об «ускоренной» модернизации.
Сложившаяся экономическая конъюнктура порождает ряд требований к подготовке кадров для предприятий. Эти требования проявляются в синтезе подготовки, увязанной с деятельностью производства и экономико-организационными вопросами, связанными со знанием производственных процессов, а также маркетинговой и экономической составляющих, позволяющих в своей совокупности обеспечивать прирост внутренних компетенций для производственных систем.
Внешние социально-экономические условия обусловлены не только факторами ускорения развития общества от индустриального к информационному. Не меньшее влияние оказывают также комплексные проблемы в системе среднего и высшего образования России, развитию и модернизации которой стоит уделить большое внимание.
В первую очередь данная система должна быть ориентирована не только на всесторонность развития личности, но и на профессиональную подготовку, востребованную на предприятиях промышленности. Поскольку именно от степени взаимной интеграции двух систем (системы подготовки кадров – школы, колледжи, вузы и системы кадрового обеспечения на предприятиях) будет зависеть уровень кадрового потенциала экономики страны.
В этом контексте имеет смысл рассматривать трехзвенную структуру образовательной системы (школа-колледж-вуз) как органичное единство взаимодополняющих друг друга подсистем.
На уровне среднеобразовательных учреждений требуется сформировать утвержденный профильными государственными структурами совместно с предприятиями пул факультативных кружков технического творчества с целью технической ориентации школьников. Их функционирование будет поддерживаться грантами со стороны государства, а также техническим оснащением со стороны промышленных предприятий.
Также целесообразно возродить, пусть и не в прежних количествах, учебно-производственные комбинаты, функция которых – обучение профессиям, не требующим высокой квалификации, и передать эту задачу на уровень школ.
Рис. 1. Факторы, сдерживающие развитие бизнеса в России. Индекс ОПОРы России 2011 годВ результате система факультативных производственных кружков будет интегрирована с еще одним профилирующим звеном под единой структурой управления данным процессом – школой.
На уровне учреждений профессионального образования следует сосредоточить подготовку специалистов широкого профиля, овладевающих всеми квалификациями, входящими в профессию, а также смежными профессиями.
Также необходимо включить в образовательный процесс колледжей комплексную подготовку по ряду компетенций, требующихся предприятиям, для того чтобы рабочий, интегрируемый в производственный процесс, мог выполнять функции оператора, ремонтника и наладчика технологического оборудования. Это позволит сократить издержки по найму дополнительного персонала, соответствующего необходимой квалификации, а также повысить уровень заработной платы.
Систему подготовки кадров в учреждениях начального профессионального образования следует дополнить интеграцией с предприятиями промышленности, позволяющей вовремя включать в программы обучения практику по возникающим на производстве новым специальностям вследствие технического перевооружения и модернизации производств.
В вузах, как учреждениях, готовящих высококвалифицированные кадры, необходимо сформировать высокие барьеры входа, позволяющие осуществлять первичный отсев абитуриентов, неспособных освоить программу вуза.
Целесообразно внести коррективы в подходы к формированию учебных программ с учетом необходимости их соответствия потребностям бизнеса. Это позволит избежать излишнего количества выпущенных специалистов, не востребованных компаниями, а также дополнить учебный процесс проблемно ориентированным, проектным, а также практическим обучением, исходя из отраслевой специфики.
Бизнесу, в свою очередь, необходимо дать вузам четкие ориентиры, какими качествами и компетенциями должен, в его представлении, обладать выпускник, формированию которого призваны способствовать скорректированные учебные программы вузов.
Таким образом, существующая система образования требует внедрения механизма, обеспечивающего приоритет потребностей предприятий отечественной промышленности при формировании соответствующей образовательной инфраструктуры, организации учебных планов и программ. Это в своей совокупности позволит субъектам образовательной сферы участвовать в целевом процессе подготовки специалистов, а также создать задел для решения вопросов, связанных с кадровым обеспечением.
Однако не стоит забывать, что процесс развития системы кадрового обеспечения требует формирования стратегических инициатив со стороны не только государства, но и промышленности, заинтересованной в долгосрочной эффективности и ее кадровом обеспечении.
Весьма значим этот вопрос и для предприятий холдинговой компании ОАО «Российская электроника» (входит в состав ГК «Ростехнологии»).
Специфика деятельности высокотехнологического холдинга обусловливает применение специализированных подходов к разработке и реализации кадровой политики. В холдинговую компанию входит 80 организаций, часть из которых являются отраслевыми узкоспециализированными институтами и конструкторскими бюро, с одной стороны, интегрированными в технологические взаимодействия с промышленными предприятиями холдинга и отрасли, а с другой – развивающими свои компетенции в тесной связи с передовой наукой, научно-образовательными центрами и академическими институтами.
В ряде интегрированных структур оборонно-промышленного комплекса, изготавливающих конечную продукцию, существует понятный, устоявшийся еще во времена СССР перечень базовых институтов. В отличие от интегрированных структур «Вертолеты России» или «Объединенная авиастроительная корпорация» холдинг «Российская электроника» представляет собой более диверсифицированную структуру. Предприятия холдинга развивают более двух десятков базовых компетенций, сгруппированных согласно стратегии развития до 2020 года по десяти укрупненным продуктовым направлениям.
Рис. 2. Структура кадрового потенциала ХК ОАО «Росэлектроника»Являясь базисом для всей радиоэлектронной промышленности, предприятия холдинга обеспечивают производство электронных компонентов в очень большой номенклатуре, обеспечивая основные параметры конечных систем гражданского и двойного назначения. Данные обстоятельства значительно усложняют координацию взаимоотношений предприятий с системой высшего профессионального образования, а также с научными и академическими институтами.
Сегодня ОАО «Росэлектроника» обладает весьма высоким кадровым потенциалом, однако старение персонала ведет к рискам его снижения. В холдинге трудятся около 25 тысяч сотрудников, среди них большое количество высококвалифицированных инженеров, производственников и ученых. Более 300 человек имеют ученые степени (рис. 2). С точки зрения обеспеченности кадрами холдинг сталкивается со следующими проблемами:
Рис. 2. Структура кадрового потенциала ХК ОАО «Росэлектроника»- проблема старения персонала;
- дефицит на рынке труда молодых специалистов по профилю;
- дефицит высококвалифицированных специалистов на рынке;
- невозможность улучшения социально-экономического положения работников;
- недостаточно высокая заработная плата;
- отсутствие узкопрофильных образовательных учреждений;
- отсутствие профориентации среди молодежи;
- падение престижа работы на предприятиях.
Более половины работников компании старше 50 лет, средний возраст сотрудников составляет 48 лет, и несмотря на то, что за последнее время данную цифру удалось значительно снизить, риск снижения конкурентоспособности в рамках ключевых компетенций требует определенных действий.
Кадровый аудит выявил, что в настоящее время предприятия холдинга испытывают потребность в квалифицированных кадрах с высшим и средним специальным образованием. Требуются инженеры более чем по 12 специализациям, разработчики, технологи, материаловеды, химики, операторы высокотехнологичного оборудования. В дефиците оказались, как это ни странно, и экономисты и маркетологи. Вузы по всей стране готовят экономистов широкого профиля, при этом на предприятиях сохраняется острый дефицит специалистов, хорошо знающих специализированные сегменты рынков, на которых работает холдинг, владеющих особенностями ценообразования на продукцию специального назначения. В рабочих специальностях выявилась потребность в универсальных специалистах, обученных сразу нескольким профессиям.
Стоит отметить, что ряд выводов о потребности предприятий в специалистах возник только после обобщения информации на уровне холдинга и проекции на стратегию его развития. Из полученного опыта можно сделать вывод о целесообразности проведения анализа потребности в кадрах на уровне интегрированных структур, которые системно владеют информацией о перспективах развития промышленных площадок и способны трансформировать потребности отдельных организаций в долгосрочную кадровую политику. Важным элементом этой политики является организация взаимодействия с вузами и научными организациями.
При этом возникает вопрос: «Способны ли вузы в отрыве от промышленности подготовить необходимых специалистов»? Очевидно, нет.
Рис. 3. Уровень подготовки абитуриентов в вузах РоссииСтатистика за 2011 год показывает, что обучаться по специальностям, требуемым для работы на предприятиях оборонно-промышленного комплекса, идут абитуриенты, показавшие самые низкие результаты по ЕГЭ, что может обусловливать недостаточно высокую квалификацию специалистов, выпускаемых вузами. Диаграмма на рисунке 3 приводит к однозначному выводу о том, что общими усилиями необходимо восстанавливать престижность инженерного образования. Наряду с мерами федерального уровня, промышленные предприятия должны, в свою очередь, создавать стимулы и активно участвовать в рекрутировании перспективных кадров не только среди студентов институтов, но и среди абитуриентов.
Необходима ранняя профессиональная ориентация. В противном случае предприятиям ОПК придется конкурировать за выпускников, имевших при поступлении в вузы слабую образовательную базу.
Что касается «Российской электроники», то сложившаяся ситуация по взаимодействию предприятий холдинга с вузами Рис. 3. Уровень подготовки абитуриентов в вузах Россиивесьма позитивна, но не оптимальна. На предприятиях холдинга функционирует 15 базовых кафедр профильных вузов Москвы, Санкт-Петербурга, Саратова, Нижнего Новгорода, Томска и Новосибирска. На базе отраслевых институтов организована деятельность нескольких диссертационных советов. Ряд предприятий организуют обучение и переобучение сотрудников в вузах, реализуют совместные проекты с вузами и институтами РАН.
До 2012 года взаимодействие предприятий Холдинга с вузами и научными учреждениями носило децентрализованный характер. При этом разрозненность и нескоординированность усилий предприятий в этом направлении, несомненно, сдерживали системное решение комплексных проблем, стоящих перед Холдингом в целом.
Более того, развитие компетенций в различных нишевых сегментах рынка требует выстраивания системы интеграции промышленности с научными центрами не только в части подготовки кадров. Целью интеграции должна явиться инфраструктура, позволяющая эффективно реализовывать цикл от поисковых исследований, опытно-конструкторских работ до внедрения новых технологий в промышленное производство, функционирующая на единой научно-промышленной базе.
По результатам анализа текущей ситуации в сфере взаимодействия предприятий холдинга с различными научно-образовательными учреждениями в ОАО «Росэлектроника» было принято решение о координации сотрудничества через управляющую компанию.
Наряду с анализом возможных форм сотрудничества холдингом были определены субъекты, интеграция и взаимодействие с которыми может дать синергетический эффект в научно-технологической и экономической части. Таковыми субъектами оказались:
1. Федеральные кластеры (Зеленоград).
2. Особые экономические зоны (в т.ч. г. Томск и Зеленоград и др.).
3. Технопарки (в т.ч. г. Москва, Саратов, Новосибирск, Санкт-Петербург).
4. Академические институты и научно-исследовательские институты.
5. Научно-образовательные центры и вузы.
6. Ведущие технологические компании-партнеры.
7. Специализированные учреждения профтехобразования.
С учетом того, что многие предприятия ОАО «Российская электроника» исторически сотрудничают с несколькими десятками научных и учебных организаций, имеют базовые кафедры на своих площадях, диссертационные советы и т.д., был разработан унифицированный перечень типовых инструментов взаимодействия:
- организация целевой подготовки специалистов, соответствующей специфике сферы деятельности Компании;
- организация обучения аспирантов, слушателей программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки;
- создание совместных исследовательских центров и проведение на их базе научных исследований в области разработки, технологий производства высокотехнологичной промышленной продукции для последующего внедрения перспективных технологий;
- совместное учреждение (согласно №217-ФЗ от 27 июля 2009 года) хозяйственных обществ в целях вовлечения в экономический оборот (коммерциализации) результатов научно-технической деятельности Сторон;
- взаимное участие Сторон в организации и проведении конференций и других мероприятий;
- сотрудничество в области промышленного дизайна и проектирования;
- привлечение представителей Компании к участию в научно-образовательном процессе вуза.
На сегодняшний день холдинг находится в стадии координации взаимодействия с рядом научных и образовательных учреждений. По состоянию на сентябрь 2012 года предприятия холдинга взаимодействуют с 35 вузами в различных регионах России, налажено системное взаимодействие с более чем десятью институтами РАН. Часть проектов взаимодействия активно реализовывается и приносит свои позитивные плоды. Пилотными инициативами холдинга стали модели взаимодействия с вузами и институтам РАН в Москве и Санкт-Петербурге.
Данные модели нацелены на достижение синергии от взаимодействия всех сторон. Каждый от сотрудничества получает ощутимые положительные результаты, локомотивом которых является успешный высокотехнологичный промышленный холдинг.
Одним из проектов холдинговой компании в этой части является создание в Москве научно-производственного объединения «Пульсар», объединяющего в рамках единой инфраструктуры потенциал пяти предприятий холдинга, специализирующихся на разработке и производстве твердотельной СВЧ-техники и силовой электроники. Кроме этого на территории «Пульсара» предполагается разместить:
– совместный с МИФИ инжиниринговый центр (получивший из различных источников инвестиции в размере более 3 млрд. руб.) и ведущий совместно с предприятиями холдинга НИОКРы по линии Минпромторга и Минобразования России;
– совместное предприятие с профильным академическим институтом, ведущим совместные поисковые исследования с предприятиями холдинга;
– R&D-центр совместно с зарубежной компанией «Алкател-Люсент».
Концепция создания данного конгломерата предполагает формирование на его основе полноценного кластера для холдинговой компании, развивающего свои компетенции в глубокой интеграции с ведущими кафедрами НИЯУ МИФИ, МГТУ им. Баумана, МИРЭА и МИСиС. В терминологии промышленной политики города Москва данная территория будет представлять полноценный технопарк, в котором каждый из участников на базе единой инфраструктуры может получить свои выгоды от очевидной технологической, ресурсной и кадровой синергии.
Численность специалистов создаваемого НПО будет составлять около 2000 тысяч человек, совокупная выручка без учета новых направлений производства составит более 2,5 млрд. руб. Развитие существующих, а также формирование производственного задела в новых компетенциях будет способствовать увеличению выручки НПО «Пульсар» в 2-2,5 раза в период до 2020 года, что также приведет к кратному увеличению налоговых отчислений в бюджеты всех уровней.
Создание новых компетенций и усиление конкурентоспособности в рамках существующих направлений деятельности технопарка сыграют большую роль в развитии радиоэлектронной промышленности в целом.
Не менее масштабный комплексный проект прорабатывается холдингом на территории Зеленограда. В этом городе синергию взаимодействия пяти предприятий холдинга с вузами и академическими институтами предполагается достичь через эффективное использование инструментов, доступных резидентам особой экономической зоны и федерального кластера Зеленоград.
Объединение усилий холдинга, предприятий, вузов и научных учреждений вместе с инструментарием поддержки в рамках федеральных и региональных программ даст формируемым конгломератам значительные преимущества в конкурентной борьбе, будет способствовать рационализации производственно-рыночных процессов, перераспределению рисков и проведению гибкой политики в условиях быстро меняющейся рыночной конъюнктуры.
Для вузов и других научно-исследовательских институтов формирование подобных научно-промышленных подсистем, координируемых холдинговой компанией, будет хорошей площадкой для коммерциализации новых научных разработок и технологий, что в будущем может повысить уровень их компетенций и привлечет дополнительное финансирование в рамках отдельных совместных проектов.
Создание подобных структур позволит решить не только проблему обеспечения организаций холдинговой компании нужными специалистами, но также сможет в значительной степени повысить научно-технологический, управленческий и производственный потенциал интегрированной структуры.
В заключение отметим, что для достижения долгосрочной конкурентоспособности предприятиям и интегрированным структурам в промышленности необходимо, не дожидаясь инициатив сверху, прописывать в стратегиях своего развития и реализовывать конкретные шаги по взаимодействию с вузами и научными учреждениями.
 
Справка
 
Брыкин Арсений Валерьевич Брыкин Арсений Валерьевич – доктор экономических наук, один из ведущих экспертов по вопросам модернизации государственного управления промышленным и экономическим развитием на основе инновационных подходов. Автор более 60 научных публикаций по вопросам управления, промышленной политики и логистики. Научные исследования опираются на опыт работы в качестве топ-менеджера в крупных российских телекоммуникационных и промышленных холдинговых компаниях, а также эксперта комитетов Государственной Думы РФ по вопросам промышленности, информационной политики и связи. В настоящее время занимает должность заместителя генерального директора ОАО «Росэлектроника».

 


Версия для печати
Авторы: Арсений БРЫКИН, д.э.н., заместитель генерального директора ОАО «Российская электроника» по стратегическому развитию и реализации государственных программ
Разместить ссылку на: 


Добавить комментарий

Автор: *
Тема: *
Код c
картинки: *

Коментарий: