Особенности модернизации отечественных авиационных предприятий на примере проектов, выполненных компанией «Солвер» для «Авиастар-СП»

 

Сегодня отечественным авиационным предприятиям приходится работать в условиях жесткой конкурентной борьбы на мировом рынке производителей авиатехники. При этом уже недостаточно просто производить современные, надежные и экономичные в эксплуатации воздушные суда. Само производство должно быть низкозатратным, с максимально короткими производственными циклами, минимальным количеством ручных операций, а производимые самолеты и их компоненты должны быть всегда одинаково высокого качества и не зависеть от человеческого фактора.
 
Основная проблема отечественного авиапрома, выпускающего как пассажирские, так и грузовые самолеты, состоит в том, что всем его предприятиям необходим глубокий и качественный технологический прорыв. Это касается и глобального перевода всей конструкторско-технологической документации в электронные 3D-модели, и крупномасштабного технического перевооружения, и кардинальной переработки технологий изготовления авиационных деталей, и агрегатной и финишной сборки. Очевидно, что для такого прорыва необходимо не только достаточное финансирование, но и детальная проработка принимаемых решений с тщательным технико-экономическим обоснованием предлагаемых к внедрению технических и технологических новшеств, стоимости закупаемого оборудования, его быстрого ввода в эксплуатацию, проведением обучения, формирования новых команд из конструкторов, технологов, программистов, операторов.
Подобные объемы работ выполнить силами самих предприятий весьма затруднительно, если не сказать больше – зачастую просто невозможно. Их специалисты неизбежно рискуют завязнуть в бесконечной гонке со временем: ведь помимо тщательного изучения массы информации по новым технологиям и спецификациям внедряемого оборудования и многих других подобных работ им необходимо, не отрываясь от текущего производственного процесса (планы производства никто не отменяет), осваивать изготовление деталей на новых станках по новым технологиям.
Здесь на помощь предприятиям могут и должны прийти инженерно-консалтинговые фирмы, наработавшие большой опыт в реализации комплексных проектов технического перевооружения машиностроительных предприятий. О положительном примере подобного сотрудничества авиастроительных предприятий с инженерными консультантами пойдет речь в этой статье.
На ульяновском авиазаводе серийно изготавливаются и обслуживаются  самолеты семейства Ту-204, которые эксплуатируются ведущими отечественными и зарубежными авиакомпаниями.Ульяновский авиационный завод ЗАО «Авиастар-СП» – самое молодое предприятие российской авиационной отрасли, которое входит в структуру «Объединенной авиастроительной корпорации» (ОАК). Тем не менее сегодня «Авиастар» – один из крупнейших производителей авиационной техники в России и странах СНГ. На заводе серийно изготавливаются и обслуживаются самолеты семейства Ту-204 (пассажирские и грузовые версии), которые эксплуатируются ведущими отечественными и зарубежными авиакомпаниями. Среди них – «Кавминводыавиа», «Авиастар-Ту», «Владивосток Авиа», «Red Wings»,Ан-124-100 «Руслан», не имеющий аналогов на международном рынке грузовых авиаперевозок по сочетанию грузоподъемности и дальности полетов, также производится в «Авиастар-СП» «Cubana de Aviacion» (Куба), «Air Koryo» (КНДР), «Cairo Aviation» (Египет), «Air China Cargo» (Китай). Также на предприятии осуществляется производство уникальных транспортных самолетов Ан-124-100 «Руслан», которые не имеют аналогов на международном рынке грузовых авиаперевозок по сочетанию грузоподъемности и дальности полетов, и нового Ил-76МД-90А, являющегося глубокой модификацией самолета Ил-76, одного из самых успешных и востребованных воздушных судов в истории международной грузовой авиации. Как отметил заместитель председателя правительства Ульяновской области Вильдан Зиннуров, этот беспрецедентный проект олицетворяет собой те перспективы авиационной отрасли, о которых в последнее время так много говорится. Реализация программы по производству модернизированной версии Ил-76МД-90А позволит не только развивать «Авиастар», но обеспечит заказами другие предприятия авиационного кластера. «Данный проект важен не только для нашего региона, но и для страны в целом. Он в значительной степени повлияет на экономику области, привлечет новые контракты и заказы», – заявил Вильдан Зиннуров.
«Авиастар» располагает опытным персоналом, обширными производственными площадями. Однако какие бы высококвалифицированные специалисты ни работали на ульяновском заводе, какие бы технологии на нем ни применялись, на устаревшем или отработавшем свой ресурс оборудовании невозможно выпускать конкурентоспособную продукцию, соответствующую современным стандартам качества. Поэтому руководством «Авиастар-СП» было принято решение о проведении технического перевооружения. С 2007 года на предприятии реализуется программа модернизации производства. За это время в заводских корпусах был размещен ряд современного высокоточного, высокопроизводительного оборудования: обрабатывающие центры; контрольно-измерительное, лабораторное, испытательное и специальное оборудование.
Необходимо отметить, что ульяновский завод «Авиастар-СП» стал одним из первых предприятий ОАК, пошедших по пути создания комплексных концепций развития каждого из своих производств с непременным технико-экономическим обоснованием предлагаемых к внедрению технологий, с их сравнением с лучшими мировыми аналогами, с привязкой к действующим заводским технологиям. Одним из обязательных условий технического задания, отраженного в концепции, являлось гарантированное обеспечение выполнения перспективного производственного плана. Выполнение работ подобного уровня принято поручать компаниям, имеющим реальный положительный опыт с крупномасштабными проектами.
Для осуществления технического перевооружения механического и агрегатно-сборочного производств руководство предприятия обратилось к инженерно-консалтинговой компании «Солвер», которая уже почти два десятилетия активно содействует передовым отечественным промышленным предприятиям в построении эффективного, «умного» производства. В рамках технического перевооружения машиностроительных заводов компанией выполнено более сотни крупных промышленных проектов, поставлено более шестисот автоматизированных рабочих мест конструкторов и технологов, около тысячи единиц современного технологического оборудования. Кроме того, «Солвер» давно и плодотворно работает с ведущими предприятиями аэрокосмической отрасли, среди которых РКК «Энергия», «МиГ», «ВАСО», «Казанский вертолетный завод», «Смоленский авиационный завод», «Пермские моторы», «Авиаагрегат», «Темп-Авиа» и др.
Отличительными чертами «Солвер» в организации отношений с машиностроительными предприятиями являются такие «фирменные» методы работы, как:
- комплексные подходы, которые делают внедрение любого нового станка или технологии закономерным и последовательным действием с точки зрения перспектив развития предприятия;
- предварение поставок оборудования или программного обеспечения экспериментальными проектами, по итогам которых предприятию передается оптимальная, глубоко проработанная и обоснованная спецификация на поставку программно-аппаратных средств. В результате последующих проектов внедрения предприятие гарантированно достигает технико-экономических показателей, близких к тем, что были заявлены на этапе экспериментального проектирования. Гарантия достижения показателей отражается в договорах с заказчиками;
- нормативные базы новых технологических процессов, которые передаются предприятию по итогам реализации проектов внедрения и содержат все нормативные документы, необходимые для успешного поддержания достигнутых показателей после окончания проектов на необходимом уровне;
- обязательное обучение специалистов предприятия работе на новом оборудовании или с программным обеспечением и их сертификация на основе выполнения нормативов по новым внедряемым процессам.
Последовательное выполнение серии проектов согласно методологии «Солвер» – от экспериментального к проекту внедрения, а затем к индустриальному позволяет существенно сократить сроки окупаемости внедряемого оборудования, т.к. проработка производственной проблемы предприятия начинается еще задолго до начала поставок, причем результаты их реализации достоверно спрогнозированы, а риски неэффективных решений минимизированы.
Изложенные выше подходы нашли отражение и при работе компании «Солвер» с «Авиастар-СП». Специально для авиастроительного предприятия инженерными консультантами была разработана концепция развития механообрабатывающих производств с укрупненным анализом номенклатуры типовых деталей по каждому из них, с моделированием обработки деталей-представителей и расчетом пропускной способности предлагаемого к внедрению оборудования. Так в рамках проекта были выделены те виды оборудования, которые необходимы для обработки каждой группы типовых деталей, сформированы технические требования для проведения конкурсов по закупке этого оборудования, создана экономическая модель, обосновывающая поэтапные инвестиции с расчетами денежных потоков по годам и исходя из реального срока окупаемости.
Одними из результатов разработки концепции стало создание перспективной модели производственных площадей предприятия, включая участки детально-узловой сборки самолетов, а также оптимизация загрузки оборудования. Так, например, вместо 1500 используемых на предприятии станков предлагалось оставить 170. Причем согласно расчетам «Солвер», при переходе на новые технологии снижение трудоемкости составило бы 0,72 млн. нормочасов (против прежних 2,26 млн. нормочасов).
Следующим этапом реализации стратегии перевооружения ульяновского завода стал второй экспериментальный проект, выполненный «Солвер». Он заключался в комплексной разработке концепции развития агрегатно-сборочного производства для всех типов воздушных судов, которые «Авиастар» планирует выпускать на период до 2020 года.
Сложность этой работы заключалась не только в необходимости серьезной переработки исходных данных – необходимо было проанализировать типовые сборочные техпроцессы всех основных сборочных единиц, предложить новые методы и оборудование для сборки, промоделировать новые сборочные процессы с расчетом времени каждого перехода. Также важно было установить перспективный парк оборудования на сборочных площадях завода, рассчитать коэффициенты загрузки каждого рабочего места и обосновать рентабельность выполнения плана модернизации существующего корпуса. При этом необходимо было учесть имеющиеся ограничения действующего производства (т.к. большую часть установленных стапелей было нельзя убирать или перемещать).
Для выполнения работ по экспериментальному проекту была создана специальная проектная группа, состоящая из специалистов «Авиастар-СП» и компании «Солвер». В результате проделанных работ предприятию были предложены перспективные планировки организации производства со значительной переделкой участков детально-узловой сборки, а также производственная модель площадей сборки самолетов.
В связи со специфичностью, сложностью и масштабностью работ, выполняемых по проектам, руководство «Солвер» усилило структуру компании специалистами, имеющими реальный опыт в разработке авиационных конструкций. Кроме того, с целью проведения корректного моделирования сборочных процессов специалисты «Солвер» изучили специализированное программное обеспечение, которое используется на «Авиастаре».
На новом обрабатывающем центре MAG Hypermach специалисты «Солвер» продемонстрируют свою уникальную разработку – обработку пояса лонжерона за один финишный установДля того чтобы снизить риски принятия недостаточно эффективного решения, а также аргументированно убедить руководителей предприятия в целесообразности внедрения предложенных технологий и оборудования, компания «Солвер» специально для «Авиастар-СП» организовала несколько поездок в Соединенные Штаты Америки с целью ознакомления ведущих специалистов предприятия с последними технологическими достижениями в авиастроительной отрасли. За время поездки представители завода посетили профильные заводы компании Boeing и приняли участие в недельном семинаре, организованном компанией AIT – ведущей проектной организации, которая разрабатывает и поставляет технологии для авиасборочных заводов мира. Специалисты «Авиастара» получили возможность ознакомиться с разнообразным современным оборудованием и на конкретных примерах убедиться в его применимости для качественного решения технологических задач предприятия.
Подходы «Солвер», а также технико-экономическое обоснование эффективности внедрения предлагаемых им решений удовлетворили руководителей предприятия, что послужило причиной продолжения сотрудничества по решению задач технического перевооружения ульяновского авиационного завода. Так, «Авиастаром» было принято решение о приобретении станков, целесообразность выбора которых была продемонстрирована в экспериментальном проекте.
В настоящее время на предприятии реализуется этап модернизации, включающий поставку и внедрение 14 единиц оборудования, самыми крупными из которых являются два 5-осевых обрабатывающих центра Hypermach компании MAG Cincinnati (США) с тридцатиметровым вакуумным столом. Эти центры предназначены для обработки крыльевых панелей и являются не только самыми мощными обрабатывающими центрам ульяновского завода, но и самыми быстрыми в мире. Скорость холостых перемещений составляет 100 метров в минуту, а скорость рабочих перемещений при обработке алюминия достигает 25 метров в минуту. На этом уникальном оборудовании специалисты «Солвер» планируют продемонстрировать свою уникальную разработку – обработку пояса лонжерона «верхнего стыкового пояса» за один финишный установ.
Завершение проекта внедрения позволит предприятию совершенно отказаться от стапелей комплектации крыльев, практически полностью убрать ручные доводочные операции при их сборке, резко сократить трудоемкость работ по стыковке крыльев с центропланом на финишной сборке воздушных судов – одной из самых не технологичных и трудоемких операций при сборке самолета.
Приемка системы Gemcor G2000 на заводе-изготовителе в СШАТакже к завершающей стадии подходит проект поставки и внедрения системы G2000 фирмы Gemcor для клепки фюзеляжных панелей. Это уникальное клепальное оборудование имеет полностью электрофицированные приводы, магазин инструментов на 18 позиций, высокоскоростную верхнюю головку с линейным приводом. Такой автомат способен сверлить, зенковать, клепать, подавать герметик и фрезеровать головки заклепок с производительностью до 15 штук в минуту (мировой рекорд), клепать сборные крупногабаритные панели с дуговым углом до 210О.
При приемке системы на заводе-изготовителе в США представителями ульяновского авиазавода специалисты Gemcor отработали клепку заклепок с компенсатором. Причем все это происходило за один день: утром получили чертеж от «Авиастара», днем изготовили инструмент, и уже в три часа дня первый в России процесс автоматической клепки заклепок с компенсатором был отработан.
В настоящее время специалисты компании «Солвер» и ульяновского авиационного завода готовятся пройти обучение за рубежом, по окончании которого российские специалисты смогут создавать управляющие программы для клепальных автоматов на рабочем месте технолога.
Предприятием «Авиастар-СП» взят уверенный темп в модернизации производства. Дальнейшая работа по техническому перевооружению позволит заводу выйти на современный уровень организации производства самолетов, повысить качество и снизить себестоимость выпускаемых авиалайнеров. А компания «Солвер» будет в этом деле ульяновскому заводу надежным партнером.
 
КОМПЛЕКСНОСТЬ ПРОЕКТОВ «СОЛВЕР»
 
Особенностью проектов, выполненных «Солвер» для «Авиастара-СП», стала их комплексность и широта диапазона выполненных работ. Наряду со свойственными для инженерно-консалтинговой компании проектными работами по разработке технологических процессов, управляющих программ, по выбору и поставке технологического оборудования, внедрения и получения запланированного бизнес-результата, были решены задачи по проектированию фундаментов станков, подводимых коммуникаций, доведения помещений до требований, необходимых для эксплуатации поставляемого оборудования.
С этой целью компанией «Солвер» были заключены более двух десятков договоров с организациями-подрядчиками для выполнения проектно изыскательских, строительных, ремонтных, электромонтажных работ и работ по установке вентиляционного оборудования, заключены договоры, проконтролирована и принята работа.
В рамках проектов были выполнены строительно-монтажные работы по устройству фундаментов и помещений, выполнены монтажные, сварочные, электромонтажные работы, прокладка коммуникаций при монтаже станков MAG Hypermach. Проведено испытание станков и их сдача специалистам «Авиастара» по методике производителя оборудования на геометрическую и технологическую точность.
Всего в «Авиастар-СП» с участием «Солвер» было реконструировано и модернизировано девять комплексов в шести производственных корпусах общей площадью 3288 квадратных метров.

 

В ЗАО «АВИАСТАР-СП» ВВЕДЕНЫ В ЭКСПЛУАТАЦИЮ ВЫСОКОСКОРОСТНЫЕ ОБРАБАТЫВАЮЩИЕ ЦЕНТРЫ

19 июля 2012 года в ЗАО «Авиастар-СП» состоялась торжественная церемония ввода новогоТоржественная приемка станка MAG Hypermach в «Авиастар-СП» оборудования. С этого момента на предприятии будут эксплуатироваться два высокоскоростных центра американской фирмы MAG.
Центры приобретены в рамках федерально-целевой программы технического перевооружения «Авиастара» для обработки крупногабаритных деталей из различных материалов для всей линейки производимых самолетов, в том числе для модернизированного 76МД-90А.

Внедрение оборудования данного типа позволяет:
- значительно снизить трудоемкость изготовления крупногабаритных деталей за счет высокоскоростной обработки;
- уменьшить цикл изготовления детали;
- значительно повысить качество изготавливаемых изделий;
- производить переход на цифровое изготовление деталей, что оказывает большой эффект за счет повышения точности изготовленных деталей и ускоряет процесс дальнейшей сборки изделий в агрегатно-сборочном производстве, так как значительная часть подгоночных и доводочных работ будет устранена.
Вступительное слово было предоставлено первому заместителю генерального директора – техническому директору «Авиастар-СП» Виктору Кулакову. «Техническое перевооружение «Авиастара» идет не первый год, – отметил Виктор Геннадьевич. – У нас много новых станков. Ввод данного комплекса мы решили выделить особо, прежде всего потому, что с использованием этого станка открывается новая эра изготовления оснастки, взаимодействуя с одной из ведущих мировых фирм-изготовителей механообрабатывающего оборудования MAG Cincinnati.
На церемонии присутствовала директор департамента промышленности Ульяновской области Марина Глухова. «У нас с вами одна цель, – заявила Марина Григорьевна. – Сделать жизнь в нашем регионе максимально комфортной. Для этого нужно, чтобы работала наша промышленность, а в частности, наш флагман и гордость – завод «Авиастар».
Вице-президент компании MAG Cincinnati Джеф Арстром и представитель компании-поставщика «Солвер» Александр Боровлев высказали слова благодарности за совместную работу и выразили уверенность в том, что «сотрудничество с «Авиастаром» в рамках технического перевооружения позволит успешно развивать современное авиастроение России».
Кульминацией праздника стал торжественный момент запуска станка и его демонстрация в работе при обработке деталей.

Полный текст новости – http://www.aviaport.ru/digest/2012/07/19/237775.html

Версия для печати
Авторы: Радислав Бирбраер, Александр Боровлев, Александр Королев, компания «Солвер»
Разместить ссылку на: 


Добавить комментарий

Автор: *
Тема: *
Код c
картинки: *

Коментарий: