По рельсам, ведущим в космос, идут вагоны, разработанные специалистами ОАО «ЦКБ ТМ»

Какие бы преграды не стояли на пути человека к звездам, мы всегда будем помнить, что первой в космосе была наша страна, минувший век навсегда останется в человеческой памяти веком Королева и Гагарина. А еще мы должны знать, что конструкторское бюро, находящееся в Твери, имеет непосредственное отношение к освоению Вселенной...

Специалистами ОАО «ЦКБ ТМ» разработаны и освоены в производстве более 1 000 различных типов специального железнодорожного подвижного состава: от магистра-льных агрегатов по транспор-тировке блоков ракет-носителей до подвижных агрегатов технических и стартовых комплексов.

Почти 43 года ЦКБ ТМ возглавлял Лев Дмитриевич Новиков. Его трудовая биография началась в 1954 году, когда он после окончания Бежицкого института транспортного машиностроения в Брянске пришел на Калининский вагоностроительный завод. За восемь лет работы талантливый инженер с выраженными задатками руководителя прошел путь от мастера цеха, инженера-конструктора, руководителя группы заводского конструкторского бюро до Главного конструктора – Начальника СКБ завода.

Это были годы, которые затем по праву назовут временем великих прорывов. Страна-победительница заново отстраивалась и на победном энтузиазме ставила перед собой самые дерзкие задачи. Сергей Павлович Королев и другие ракетчики работали над созданием ракетного вооружения и над космическими проектами. Разрабатываемые ими аппараты надо было транспортировать к месту запусков, для чего требовались соответствующие средства доставки.

В 1966 году СКБ Калининского вагонзавода выводится из состава предприятия и преобразуется в Особое конструкторское бюро Министерства тяжелого, энергетического и транспортного машиностроения и с этого момента становится основным разработчиком подвижных агрегатов наземного оборудования ракетных комплексов. Тогдашняя должность Л.Д. Новикова – Начальник – Главный конструктор ОКБ Минтяжмаша. В 1976 году Особое конструкторское бюро переименовывается в Центральное КБ транспортного машиностроения. К тому времени его коллектив, на момент создания насчитывавший всего несколько десятков молодых конструкторов, увеличился до 750 человек и представлял собой слаженную, профессиональную команду, способную решать самые сложные задачи.

Совет Главных конструкторов по БЖРК, 1982 г.Чуть забегая вперед, скажем: в 1982 году ЦКБ ТМ назначается Головной организацией в стране по разработке железнодорожных транспортных средств специального назначения. С 1999 года бюро является Головным предприятием Российского авиационно-космического агентства по созданию новых и модернизации действующих средств транспортировки изделий ракетно-космической техники. До мая 2005 года Лев Дмитриевич руководил коллективом бюро в должности генерального директора и генерального конструктора.

Руководитель ЦКБ ТМ был не только свидетелем, но и активным участником, одним из сотворцов многих знаковых событий в истории отечественного ракетостроения и космонавтики. Пуск Королевской ракеты Р-7, вывод на орбиту первого искусственного спутника Земли, запуск первого пилотируемого космического корабля «Восток» с Юрием Гагариным на борту – все эти победы ковались, в том числе, и усилиями коллектива ЦКБ ТМ. Лев Дмитриевич в ходе работ по этим проектам общался с такими выдающимися конструкторами, как С.П. Королев, М.К. Янгель, В.П. Бармин, В.П. Макеев, В.Ф. Уткин.

Свой первый орден он получил за участие в проекте по запуску первого искусственного спутника Земли. Однако больше всего Льву Дмитриевичу запомнился пуск первой ракеты Р-7 в 1957 году. Вот как он сам об этом рассказывает:

– Ракету запустили, а через некоторое время Королев собрал всех нас в конференц-зале на первой площадке и объявил, что запущенная впервые межконтинентальная баллистическая ракета поразила цель. Состояние у нас было такое… сверхпраздничное!

 Лев Новиков с коллегами, 1979 г.Для легендарного полета Ю.А. Гагарина коллективом ЦКБ ТМ тоже было сделано немало: разработаны платформа-установщик для запуска ракеты «Восток», вагоны для транспортировки ракеты и вагоны кислорододобывающего поезда.

И это было только начало: с каждым годом создавались новые типы ракет, транспортировка которых ставила все более сложные задачи. По документации ЦКБ ТМ работали все без исключения вагоностроительные заводы СССР, при этом реализация разработок бюро доходила до 98 процентов.

Рассказывает Олег Васильевич Зимин, ветеран бюро, бывший начальник одного из отделов:

– Под руководством Льва Дмитриевича моя работа началась с 1965 года. В то время наш отдел приступил к разработке конструкторской документации по теме Н-1 («Лунник»). Нас, молодых специалистов, поражало то, как он быстро вникал в суть возникающих проблем и каждый раз оперативно находил верное конструкторское решение. В дальнейшем мне доводилось часто бывать с ним на испытаниях и доработке наших агрегатов и в Северодвинске, и в Плесецке, и на Байконуре. Что касается коллектива в целом, то именно под его руководством сформировалось мощное конструкторское бюро, по праву получившее статус Головного в отрасли. Надо обладать завидным умом, знаниями, и этакой «мужицкой» хитринкой, чтобы создать «боеспособный» и, как теперь говорят, креативный коллектив конструкторов, оставаясь при этом простым и доступным для каждого.

Бюро участвовало в опытно-конструкторских работах по темам «Союз», «Энергия-Буран», «Молния», «Янтарь», «Алмаз», «Салют», «Прогресс», «Зенит», «Горизонт», «Протон» «Циклон», «Метеор», «Мир», «Альфа», «Русь», «Ангара», «Морской старт», «Рокот», «Икар», «Глобалстар», «Лиана», «Сезат», «Фрегат», «Ямал» и др. По ряду направлений работает и по сей день. Агрегаты, созданные специалистами ЦКБ ТМ, доставляли по назначению космическую технику, созданную для полетов к Луне, Марсу, Венере. Некоторые из них не имеют аналогов в мировой практике. Причем, агрегаты, созданные десять, двадцать и более лет назад, безотказны и поныне. В 1982 году ЦКБ ТМ за успехи при создании специальной техники было награждено орденом Трудового Красного Знамени, а главный конструктор Лев Новиков получил Государственную премию. Вот как рассказывают о своей работе сами конструкторы:

– Драгоценный груз требует в пути комфорта. Ему необходимы температурно-влажностная защита, кондиционирование и очистка воздуха, причем, до такой степени, чтобы размер уцелевших в нем редких пылинок не превышал двадцати, а в иных случаях и пяти микрон. Еще, конечно, надежная защита на случай пожара, других стихийных бедствий и прочих напастей. И само собой разумеется, корпус такого вагона-агрегата должен быть сверпрочным, платформа – выдерживать любую тяжесть. Знаете, сколько может весить предназначенный для полета в космической невесомости аппарат? Вот пример: нагрузка на пятник вагонной тележки установщика, на котором к месту старта доставлялся наш «челнок» Буран», составляло тысячу тонн.

Лев Дмитриевич НовиковВершиной творческой жизни Льва Дмитриевича стало участие в создании боевых железнодорожных ракетных комплексов для РВСН. Сотрудники ЦКБ ТМ во главе с ним разрабатывали экипажную часть и системы жизнеобеспечения этого экспресса стратегического назначения. Конструкция пускового вагона по-настоящему уникальна. Нагрузка на его колесные пары и без того в 1,5 раза превышала установленную нормами МПС. Непосредственно же в момент старта нагрузка сначала резко возрастала, а затем столь же стремительно уменьшалась на сотню тонн. Для того, чтобы это не приводило к разрушению железнодорожного пути, был создан специальный трехвагонный сцеп — пусковой модуль. В момент старта два соседних вагона сначала поддерживают пусковой, а потом, наоборот, догружают его, прижимая к рельсам. Во время движения 50 тонн веса пускового вагона передавались через разгружающие устройства на соседние вагоны.

Вспоминает ветеран ЦКБ ТМ, бывший руководитель одного из отделов Сергей Александрович Аверкин:

– Работать приходилось очень напряженно. Особенно, когда ЦКБ стало участником проекта по созданию уникального боевого железнодорожного ракетного комплекса — БЖРК. В мире ничего подобного не было, приходилось додумывать все самим. За все приходилось отвечать в первую очередь Главному конструктору. Льву Дмитриевичу тогда приходилось очень часто ездить в командировки, на совещания со смежниками и в министерства. Крепкое здоровье, присущие ему оптимизм и природный юмор здорово помогали ему. В коллективе царила задаваемая руководителем атмосфера творчества и спокойной уверенности.

При создании БЖРК разработка разгружающего устройства для стартового вагона была поручена нашему отделу. Проблема заключалась в том, что осевая нагрузка вагона значительно превышала допустимую на рельсы (из-за ракеты). Было принято решение о передаче части нагрузок на соседние вагоны. В мировой практике такого еще не было.

Вспоминается и наше соревнование с американцами по лунной программе. Тогда ЦКБ и бюро в Краматорске разрабатывали техническую документацию на огромный установщик для ракеты Н 1. Затем он был изготовлен и по частям доставлен на Байконур. Мы вели там длительный конструкторский надзор за монтажными работами. Лев Дмитриевич всегда очень подробно и детально расспрашивал о ходе работ, их специфике, возникавших трудностях. Для Главного конструктора такой глубины погружения в тему в общем-то не требовалось, но Лев Дмитриевич, в котором гармонично уживались руководитель-управленец и конструктор с высоким творческим потенциалом, никогда не упускал возможности вникнуть во все детали. И мы его за это очень уважали. Он всегда был доступен. Еженедельные совещания с начальниками отделов проходили в спокойной, деловой обстановке. Его авторитет в коллективе был непререкаемым.

За создание БЖРК Л.Д. Новиков, к тому моменту кавалер орденов «Знак Почета», Трудового Красного Знамени (дважды), Октябрьской Революции в 1991 году был удостоен Ленинской премии. Так уж получилось, что это была последняя Ленинская премия в истории Советского Союза.

А потом наступила «перестройка». Согласно договору по СНВ БЖРК были сняты с боевого дежурства и утилизированы. США выделило на эти цели огромные средства – для них оно того стоило… В период перестройки Лев Дмитриевич, до этого бывший практически «невыездным», дважды побывал в США. Главному конструктору довелось услышать от американских коллег немало слов искреннего уважения.

Руководимому Л.Д. Новиковым коллективу ФГУП «ЦКБ ТМ», несмотря на резкое сокращение в «постперестроечное» десятилетие государственного оборонного заказа, удалось сохранить инженерный потенциал бюро. Да еще и укрепить его за счет пополнения молодыми специалистами.

– Лев Дмитриевич не боялся выдвигать на руководящие должности молодых и талантливых, – рассказывает О.В. Зимин. – С полным правом можно сказать, что его интуиция, здравый смысл и житейская мудрость в полной мере проявились и в подборе нового руководителя бюро, которым в 2005 году стал Александр Иванович Василенко.

 – В настоящее время перед нашим коллективом стоят важные государственные задачи по выполнению Федеральной космической программы, ряда ФЦП, в том числе программы развития ядерной энергетики страны, программы развития ОПК, – говорит генеральный директор и генеральный конструктор ОАО «ЦКБ ТМ» Александр Иванович Василенко. – Сейчас в ЦКБ ТМ работают более 140 молодых специалистов. Они должны не только обладать современными техническими знаниями, но и понимать те технические решения, которые были созданы их предшественниками.

Генеральный директор и генеральный конструктор ОАО «ЦКБ ТМ» Александр Иванович ВасиленкоЧто и говорить, на плечи А.И. Василенко легли важные задачи сохранения и умножения сложившихся традиций, поиска новых путей повышения эффективности и качества работы, дальнейшего развития творческого потенциала бюро.

В 2013 году Лев Дмитриевич Новиков отметил свое 85-летие. В тексте поздравления от имени трудового коллектива говорится: «Неоценим Ваш вклад в становление и развитие нашего предприятия. Организаторские способности, целенаправленность, личное участие в разработках конструкций, большой опыт и знание современных направлений развития техники, доступность в общении, оправданная требовательность и доброжелательность всегда создавали творческую рабочую обстановку в подразделениях и содействовали стабильности предприятия в целом».

Сегодня специалисты конструкторского бюро, которым он руководил многие годы, создают новые образцы специальной железнодорожной техники и новые вагоны, которые идут по рельсам, ведущим в космос.

Версия для печати
Авторы: Светлана БАКАРДЖИЕВА
Разместить ссылку на: 


Добавить комментарий

Автор: *
Тема: *
Код c
картинки: *

Коментарий: