Композиты: для оборонки и не только

Одна из самых крупных в мире линий по производству препрегов мощностью 5 млн. квадратных метров в годВ прошлом году была утверждена подпрограмма «Развитие производства композиционных материалов и изделий из них» в составе государственной программы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности на период до 2020 года». Тогда же состоялись конкурсы по отбору ее участников, которые будут осваивать выделенные в ее рамках бюджетные средства. Одним из победителей этих конкурсов стало ЗАО «Холдинговая компания «Композит».

Эта компания создана в 2009 году, она управляет принадлежащими «Росатому» производственными активами, специализирующимися на выпуске композиционных материалов. На базе холдинга при поддержке «Роснано» также были образованы предприятия по производству полуфабрикатов и готовых изделий из композитов. Компания обладает самым современным на сегодняшний день оборудованием для производства высокопрочных и высокомодульных углеродных волокон, углеродных тканей и препрегов. Созданный компанией инжиниринговый центр «Нанотехнологический центр композитов» оснащен новейшим испытательным и пилотным оборудованием. Вот что рассказал «Умпро» первый заместитель генерального директора «ХК Композит» Владимир Хлебников:

 

…ОБ УЧАСТИИ В ПОДПРОГРАММЕ ФЦП

 

Первый заместитель генерального директора «ХК Композит» Владимир Хлебников– Сейчас группа компаний, входящих в «ХК Композит», реализует в рамках подпрограммы пять проектов. Это проекты, связанные с производством систем внешнего армирования железобетонных конструкций углеродными лентами, с изготовлением композитных труб для магистральных газопроводов, с производством композитных консолей контактной сети для электротранспорта. А также проект внедрения технологии LFI (т.н. инжекции длинного волокна) – для производства крупногабаритных изделий из полимерных композиционных материалов, например, элементов кабин, интерьеров и прочих деталей для автомобилей. И наконец, пятый проект – изготовление композитных плит широкого применения для нужд нефтяников, газовиков, МЧС и т.д. Из таких плит делают временные настилы по бездорожью, болотистой местности. До сих пор их изготавливали из полипропилена или стеклопластика, мы предлагаем эту продукцию из резиновой крошки с определенным связующим.

По условиям конкурса, линейка внедрения продукции, произведенной в рамках подпрограммы ФЦП, – с 2016 до 2020 год. До 2016 года необходимо завершить ОКР по становлению производств, по доработке всех решений, которые были в «заделе» у участников конкурса. И у нас есть все предпосылки для того, чтобы реализовать эти проекты.

 

…ОБ ИНЖИНИРИНГОВОМ ЦЕНТРЕ ХОЛДИНГА

– Наш инжиниринговый центр, или Нанотехнологический центр композитов (НЦК), является совместным проектом ХК»Композит» и Фонда инфраструктурных и образовательных программ (входящего в группу компаний РОСНАНО). Сейчас он действует в режиме стартапа, предполагается, что на полную мощность он заработает уже к середине текущего года. К настоящему моменту завершены все проектные работы. Несколько единиц оборудования для НЦК пока в стадии изготовления, его поставщики – ведущие американские и европейские его производители. В наноцентре на сегодня представлены 12 технологий. В их числе и хорошо известная автоклавная, в основе которой – использование препрегов, и передовая технология вакуумной инфузиии. На площадке НЦК проводится полный комплекс инжиниринговых работ: разработка собственных и подбор оптимальных существующих технологий, апробация и адаптация их под конкретные требования заказчика, проведение проектных работ, расчет и моделирование, прототипирование, выпуск малых серий, работы по подбору поставщиков оборудования и дальнейшему внедрению технологии на промышленных площадках.

Своих технологических ноу-хау у нашего инжинирингового центра пока нет, он закупает оборудование под самые передовые из уже имеющихся. Одна из задач центра – популяризация этих технологий с тем, чтобы любой заказчик мог с нашей помощью с ней познакомиться, попробовать ее в действии и тем самым снизить риски при закупке соответствующего оборудования, или же заказать произведенное на нем готовое изделие.

Большие надежды мы связываем со специалистами нашего НЦК – инженерами, конструкторами, проектировщиками, – которые должны предлагать на рынок не только материалы, но и решения на основе этих материалов. Эта опция – то узкое горлышко, через которое с трудом пробиваются к жизни многие инновационные решения, не только в области композитов. Мы понимаем это и вкладываем

в НИОКР огромные средства.

 

…ОБ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИИ

– Мы ведем проекты по импортозамещению для трех сфер: для военной авиации, для военного и гражданского судостроения – один проект уже реализовали, сейчас работаем над вторым, стартуем также с проектом в сфере производства ракет.

Глобальный совместный проект ХК «Композит» и Госкорпорации «Росатом» – строительство завода по переработке углеродного волокна в республике Татарстан, осуществляющееся на федеральные средства в рамках подпрогаммы ФЦП. Сейчас на площадке в Алабуге ведутся пуско-наладочные работы, и к середине года мы планируем начать там выпуск опытных партий углеволокна. Мощность первой производственной линии составит 1,5 тысячи тонн углеродных волокон номиналом 54К в год. Стоимость проекта без малого 3 млрд. рублей. В планах – создание 120 рабочих мест.

Это – первый и самый главный шаг, направленный на сокращение нашей импортозависимости в сегменте исходного сырья и прежде всего углеволокна. Второй планируемый нами шаг в этом направлении – это производство тканей, препрегов. Что касается связующих, то в перспективе мы рассматриваем возможность создания у себя центра компетенций по производству связующих материалов. Пока что у нас недостаточно компетенций, чтобы создавать собственные новые продукты, но уже вполне достаточно – для экспертной оценки связующих материалов, закупаемых нашими производителями композитов. В своих производствах мы используем как отечественные, так и импортные связующие. Основное конкурентное преимущество импортных в том, что они дешевле российских, поскольку масштабы их производства заметно превосходят объемы выпуска отечественных аналогов. Таким образом, вопрос их массового производства очень актуален.

В целом мы ставим перед собой масштабные задачи, связанные с импортозамещением, они будут реализовываться в течение ближайших 10 лет.

 

…О РЫНКЕ УГЛЕВОЛОКНА

– Годовое потребление углеволокна в России сейчас составляет около 300 тонн. При этом на долю основного потребителя – аэрокосмического комплекса и предприятий оборонпрома – приходится порядка 90 тонн этой продукции. Это наши традиционные партнеры.

Текстильное производство – мощность 1 млн. квадратных метров углеродных тканей в годВ гражданском сегменте одним из наших основных потребителей становится строительный комплекс. На сегодня все большим спросом строителей пользуется наш продукт – системы внешнего армирования железобетонных конструкций углеродными лентами. Это, как уже упоминалось, один из пяти проектов, реализуемых в рамках подпрограммы ФЦП. Системы внешнего армирования углеродными лентами FibARM предназначены для ремонта и усиления несущих конструкций зданий. Они позволяют устранить ошибки проектирования или исполнения работ, устранить последствия разрушения бетона и коррозии арматуры в результате длительной эксплуатации сооружений. Еще одно их важное преимущество – они в разы увеличивают несущую способность конструкций при увеличении расчетных нагрузок и сокращают время ремонта строительных сооружений. Мы третий год достаточно успешно реализуем проект СВА, сейчас наша доля в этом сегменте на внутреннем рынке достигает, по разным оценкам, от 50 до 70%.

Для нового строительства зданий жилого фонда одним из наиболее перспективных наших продуктов из полимерных композиционных материалов на основе углеродного волокна является композитная углеволоконная арматура.

Еще одна наша системная наработка связана с применением наших материалов в судостроении – как военном, так и гражданском. У нас налажена системная работа с отраслевыми институтами «Прометей» и ГНЦ им. Крылова. В течение последних полутора лет мы проводим испытания наших материалов для судостроителей, уже начались их поставки.

Еще один наш стратегический партнер – Газпром. Более полутора лет мы вели с ним совместную активную работу по изучению применения Газпромом труб из композитных материалов. И вот в минувшем феврале на совместном совещании ОАО «Газпром», ООО «УК «Роснано» и ХК «Композит» глава Газпрома Алексей Миллер заявил о готовности концерна выбрать участок газопровода, который и станет полигоном для проверки всех возможностей композитной трубы. Первый композитный магистральный трубопровод планируется построить к 2020 году.

Если говорить о среднесрочных перспективах, то можно прогнозировать усиление нашего присутствия в целом ряде отраслей. Один из таких перспективных рынков – ветроэнергетика. В нашей стране эта отрасль находится, по сути, в стадии зарождения, в то время как во всем мире ветряки появляются и в незаселенных районах, и в прибрежных зонах, и на морских платформах. Легкость и непревзойденные показатели прочности на изгиб углепластиков позволяют создавать более длинные лопасти, которые, в свою очередь, обладают большей энергопроизводительностью.

Что касается наших потребителей в машиностроении, то, думается, их ряды пополнятся прежде всего за счет автомобилестроения. Пока что отечественные автопредприятия, включая российские производства известных европейских марок, не востребовали композиты – там еще не пришли к их применению. На сегодня композиты в автомобилестроении применяются только при изготовлении эксклюзивных экземпляров, в сегменте премиум-марок. Исключением является компания BMW, создавшая целую линейку автомобилей BMW i, в которых многие детали изготовлены из углепластика. Этот пример в очередной раз подтверждает известное правило, действующее в автомобилестроении: все новые технологии в этой отрасли начинались обычно с эксклюзивных элитных, спортивных моделей, а затем, по мере освоения технологии и ее удешевления, перекочевывали в более массовое производство. Так что пока российские автомобилестроители не выказывают потребности в компонентах из углепластика, мы строим планы по заходу в этом сегменте на внешний рынок. Мы готовы удовлетворить самые широкие запросы наших потенциальных потребителей в этой отрасли, как по номенклатуре, так и по цене и по качеству.

И, конечно же, расширится сфера применения углеволокна в строительстве.

Версия для печати
Авторы: Подготовила Галина ТАРАНОВА
Разместить ссылку на: 


Добавить комментарий

Автор: *
Тема: *
Код c
картинки: *

Коментарий: