Практические аспекты таможенного регулирования импорта оборудования

В последнее время многое делается для обеспечения модернизации российской промышленности. Снижены или обнулены ставки ввозных таможенных пошлин на многие виды оборудования, введено освобождение от налога на добавленную стоимость при ввозе оборудования, аналоги которого не производятся в России, получают развитие особые экономические зоны, на территорию которых производственное оборудование ввозится без уплаты таможенных пошлин. В то же время действующий Единый таможенный тариф Таможенного союза все еще содержит много товарных позиций, ставки пошлин по которым установлены на достаточно высоком уровне, в связи с чем импорт оборудования или компонентов и сырья для производства на российских предприятиях приводит к существенному удорожанию продукции.

Механизм изменения ставок таможенных пошлин громоздкий, трудоемкий, недостаточно хорошо отрегулирован и требует значительных временных затрат и многочисленных согласований, в том числе с государственными органами государств-партнеров России по Таможенному союзу – Белоруссии и Казахстана. Практика показывает, что принятие решения об изменении ставки пошлины занимает от нескольких месяцев до двух лет. Кроме того, при вступлении России в ВТО был согласован график снижения ставок пошлин, что также следует учитывать при изменении таможенного тарифа.

С учетом вышеизложенного особую значимость приобретает использование существующих механизмов таможенного регулирования – и прежде всего таможенных процедур с экономическим эффектом. В данной статье мы рассмотрим подробнее некоторые из них.

 

ТАМОЖЕННЫЕ ПРОЦЕДУРЫ

Переработка для внутреннего потребления

Переработка для внутреннего потребленияПереработка для внутреннего потребления – таможенная процедура, при которой иностранные товары используются для совершения операций по переработке на таможенной территории Таможенного союза в установленные сроки без уплаты ввозных таможенных пошлин, при условии последующего помещения продуктов переработки под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с уплатой ввозных таможенных пошлин по ставкам, применяемым к продуктам переработки.

Эта таможенная процедура может заинтересовать компании, которые используют иностранное сырье или компоненты для производства продукции на внутренний рынок России или Таможенного союза (Белоруссии и Казахстана), если ставки таможенных пошлин на сырье или компоненты выше, чем ставки пошлин на готовую продукцию. Говоря научным языком, процедура применяется для нивелирования нарушений принципа эскалации таможенного тарифа, в соответствии с которым ставки таможенных пошлин на компоненты должны быть ниже, чем на конечную продукцию (изготавливаемые из этих компонентов готовые изделия).

Законодательство устанавливает условия, при соблюдении которых допускается помещение товаров под таможенную процедуру переработки для внутреннего потребления. Ключевым является требование о том, чтобы «суммы ввозных таможенных пошлин, подлежащих уплате в отношении продуктов переработки, были меньше тех, которые подлежали бы уплате на день помещения иностранных товаров под таможенную процедуру переработки для внутреннего потребления, если бы они были помещены под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления».

Кроме того, необходимо получить предварительное разрешение таможенного органа на помещение товаров под процедуру переработки для внутреннего потребления, а также обеспечить идентификацию ввезенных товаров в продуктах их переработки. Еще одно условие, установленное таможенным законодательством, – продукты переработки не могут быть восстановлены в первоначальном состоянии экономически выгодным способом.

Следует отметить, что процедура переработки для внутреннего потребления может быть применена в отношении ограниченного круга товаров, перечень которых утверждается правительством России. На сегодняшний день в такой перечень включены некоторые сырье и материалы для производства автомобилей и электропоездов, однако перечень этот не закрытый, и любой производитель может обратиться в правительство с просьбой включить в него другие товары.

 

Переработка вне таможенной территории

Переработка вне таможенной территорииПереработка вне таможенной территории – таможенная процедура, при которой товары Таможенного союза вывозятся с его таможенной территории с целью совершения операций по переработке в установленные сроки с полным условным освобождением от уплаты вывозных таможенных пошлин и без применения мер нетарифного регулирования с последующим ввозом продуктов переработки на таможенную территорию Таможенного союза. Иными словами, при помещении под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории вывозимые российские компоненты или сырье не облагаются таможенными пошлинами. С вывезенными товарами можно производить любые незапрещенные операции, в том числе переработку или обработку товаров, при которой товары теряют свои индивидуальные характеристики; изготовление товаров, включая монтаж, сборку, разборку и подгонку; ремонт товара, включая его восстановление, замену составных частей.

К ввозимым в Россию (или на территорию Таможенного союза) готовым изделиям таможенные пошлины применяются следующим образом: ставки пошлин применяются по коду ТН ВЭД, относящемуся к готовому изделию, а стоимость – по стоимости работ по переработке. В случаях, если стоимость работ определить невозможно или таможня не признает ее достоверной и документально подтвержденной, базой для исчисления таможенных платежей является разница стоимостей ввозимого готового изделия и вывезенных компонентов (сырья).

Аналогичным образом эта процедура может использоваться для целей ремонта за границей: сломанное изделие вывозится, а отремонтированное ввозится обратно, при ввозе таможенные платежи уплачиваются на стоимость ремонта. Если ремонт производится безвозмездно, в рамках гарантийных обязательств, то отремонтированное изделие не облагается таможенной пошлиной. В случае гарантийного ремонта помещение товаров под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории производится на основании декларации на товары, во всех остальных случаях нужно заранее получить в таможне специальное разрешение на применение процедуры.

 

Реимпорт

РеимпортТаможенная процедура реимпорта может пригодиться в случаях, когда возникает необходимость возврата ранее вывезенных товаров, например, по причине брака или ошибочной поставки. К товарам, помещаемым под процедуру реимпорта, не применяются ввозные таможенные пошлины и НДС, но в отношении таких товаров декларант должен возместить налоги, от которых товары освобождались в связи с вывозом из России («восстановить НДС»).

Законодательство устанавливает ряд требований при помещении под процедуру реимпорта: товары должны оставаться в том же состоянии, в котором они находились в момент вывоза (допускается естественный износ), у таможенных органов должна быть возможность идентификации товаров. Еще одно условие: с момента вывоза товаров должно пройти не более 3 лет.

 

Переработка на таможенной территории

Переработка на таможенной территорииТаможенная процедура переработки на таможенной территории может заинтересовать компании, которые используют для производства товаров иностранные компоненты или сырье и затем вывозят за границу произведенные товары. При ввозе сырье, материалы или комплектующие не облагаются таможенными пошлинами, если готовые изделия впоследствии экспортируются за пределы Таможенного союза. В качестве обеспечения обязательств перед бюджетом таможня может потребовать банковскую гарантию или депозит в размере причитающихся за сырье таможенных платежей. Срок для переработки устанавливается таможней, максимальный срок составляет два года.

Следует отметить, что законодательство не устанавливает требование о том, что сырье должно поступать в Россию на давальческой основе, оно может быть закуплено по договору купли-продажи в одной стране, а готовые изделия проданы другому покупателю в другой стране.

Для помещения под процедуру переработки нужно получить в таможне разрешение, которое выдается после рассмотрения пакета документов, включающих описание и коды сырья и готовых изделий, нормы выхода, виды и количество отходов и планируемые с ними действия, описание производственных процессов, которым будет подвергаться ввозимое сырье, способы идентификации сырья в готовых изделиях и другие сведения.

 

ОСОБАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА

Свободная таможенная зонаВ последнее время широкое распространение получили особые экономические зоны, которые функционируют в России на основании Соглашения по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны от 18 июня 2010 года, заключенного в рамках Таможенного союза. В России создаются четыре типа ОЭЗ: промышленные, технологические, логистические и туристические.

Резиденты ОЭЗ могут воспользоваться таможенной процедурой свободной таможенной зоны, суть которой заключается в следующем: при ввозе товаров (сырья, комплектующих, оборудования) на территорию ОЭЗ пошлина и НДС не уплачиваются. При экспорте товаров, изготовленных (произведенных) на территории особой экономической зоны, вывозные таможенные пошлины применяются в зависимости от степени переработки товаров:

– если иностранные компоненты подверглись существенной переработке и конечный продукт признан товаром Таможенного союза, вывозные таможенные пошлины уплачиваются со стоимости и по ставкам, установленным для конечного продукта;

– если иностранные компоненты были использованы таким образом, что конечный продукт все равно остался товаром иностранного происхождения, (например, сборка, при которой иностранные компоненты составляют более 50% в стоимости конечного продукта), вывозные таможенные пошлины не применяются.

С учетом того, что вывозные таможенные пошлины установлены в России только в отношении сырьевых товаров, в обоих случаях использование резидентом ОЭЗ процедуры свободной таможенной зоны для производства товаров на экспорт за пределы Таможенного союза выгодно, поскольку иностранные компоненты не облагаются ввозными таможенными пошлинами.

В случае если произведенные на территории ОЭЗ товары ввозятся на остальную часть территории России, таможенные пошлины уплачиваются в отношении иностранных компонентов или в отношении готовых изделий – в зависимости от того, можно ли идентифицировать компоненты в готовом изделии. Однако следует иметь в виду, что до настоящего времени порядок уплаты таможенных пошлин в отношении готовых изделий не разработан.

Кроме специального таможенного режима, резидентам ОЭЗ предоставляется инфраструктурная поддержка, налоговые льготы, устанавливается «дружественное» администрирование, предоставляется аренда земли и имущества (находящихся в государственной или муниципальной собственности) по льготным ценам. Государство обеспечивает гарантии инвесторам в ОЭЗ.

 

ПРАВИЛА ТАМОЖЕННОЙ КЛАССИФИКАЦИИ

Компании, закупающие иностранное оборудование, могут воспользоваться специальным порядком классификации товаров в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном виде, ввозимых (или вывозимых) в течение установленного периода времени. Эта опция может быть особенно полезна импортерам технически сложного оборудования, производство или монтаж которого занимает продолжительное время и транспортировка которого невозможна одной поставкой. Такой порядок аналогично применяется и к экспорту, поэтому им могут воспользоваться также компании, продающие оборудование за границу.

Итак, суть специального порядка в том, что декларант заранее, до начала поставок, подает в Федеральную таможенную службу описание оборудования, его технические характеристики, список узлов, агрегатов, компонентов, чертежи, фотографии и другую информацию, на основании которой ФТС принимает решение о присвоении всем составным частям оборудования единого классификационного кода, относящегося к оборудованию. На основании данного решения компоненты при таможенном оформлении декларируются кодом собранного оборудования, а не каждого отдельного компонента. Это позволяет существенно ускорить таможенное оформление, а импортерам – еще и сэкономить на пошлинах, поскольку в таможенном тарифе ставки пошлин на компоненты, как правило, выше, чем на производственное оборудование. Немаловажным также является вопрос получения разрешительных документов. В случае с декларированием по единому коду мы получаем один документ (если он требуется), а при декларировании компонентов такие документы нужно получать на каждый отдельный компонент. Срок для принятия решения о классификации единым кодом – 90 дней. Компоненты по решению можно декларировать в течение одного года, при этом установлена возможность продления данного срока до трех лет по мотивированному обращению декларанта. 

 

Справка

Галина Николаевна Донцова

Генеральный директор Центра поддержки внешнеэкономической деятельности и развития регионов. До того как возглавить Центр, работала начальником отдела международного права в Правовом управлении Государственного таможенного комитета Российской Федерации (1992-1998), затем – руководителем группы таможенной и внешнеторговой практики в российском представительстве «Эрнст энд Янг» (1998-2013).

Г.Н. Донцова имеет многолетний опыт консультирования по всем вопросам таможенного регулирования, включая использование различных таможенных процедур, особенности применения льгот, сопровождение сделок по ввозу оборудования, практическую помощь клиентам в подготовке документов для таможенного оформления, в доказывании заявленной таможенной стоимости и по другим вопросам. Является членом Координационного совета по оптимизации внешнеторговых грузопотоков при Комитете Государственной Думы по транспорту, сопредседателем Комитета по внешнеэкономической деятельности и продвижению российского бизнеса за рубежом Ассоциации менеджеров России.

Версия для печати
Авторы: Галина Донцова, по материалам заседания круглого стола 12 февраля 2014 года «Проблемы таможенного регулирования импорта зарубежных обрабатывающих центров и комплектующих для станкостроения в условиях членства России в Таможенном союзе и ВТО»
Разместить ссылку на: 


Добавить комментарий

Автор: *
Тема: *
Код c
картинки: *

Коментарий: