Опираясь на опыт партнеров

В июне прошлого года на предприятии «Северсталь СМЦ-Колпино» под Санкт-Петербургом был введен в эксплуатацию уникальный тяжелый гидравлический листогибочный пресс усилием 8000 кН, произведенный ОАО СП «Донпрессмаш» (г. Азов Ростовской обл.).

Этот гибочный пресс предназначен для изготовления деталей сложной геометрии из листового и полосового проката методом гибки и позволяет гнуть металл толщиной до 40 мм и длиной более 6 метров. Такое уникальное оборудование открывает новые возможности для многих предприятий тяжелого машиностроения и важнейших отраслей военно-промышленного комплекса России – в том числе судостроения и авиастроения.

Никогда ранее, включая советский период, российские станкостроители не добивались столь высокого успеха в производстве данного вида оборудования. В данном случае факторами успеха стали непосредственное участие ОАО СП «Донпрессмаш» в государственной программе развития технологической базы России, а также привлеченные инновационные технологии немецких партнеров совместного предприятия. Кроме того, в производстве оборудования были успешно использованы высокие технологические возможности предприятия «Северсталь», из листового проката которого были изготовлены тяжелые и негабаритные части пресса.

Таким образом в отечественном производстве появилась комплексная современная технология, позволяющая значительно расширить номенклатуру производства крупногабаритных изделий из листового проката, уйдя при этом от трудоемкой объемной штамповки. Что немаловажно, уменьшена импортозависимость от данного вида оборудования.

Вячеслав Тюрин, генеральный директор ОАО «СП «Донпрессмаш» (г. Азов)– Я уверен, – говорит генеральный директор ОАО СП «Донпрессмаш» Вячеслав Тюрин, – что в очень скором времени такие уникальные прессы, оснащенные системами ЧПУ, станут основным оборудованием на многих машиностроительных и судостроительных предприятиях, заменив собой устаревшие валковые и гибочные машины.

Как отметил генеральный директор ЗАО «Северсталь СМЦ-Колпино» Александр Сиротин, новое оборудование не только позволит компании расширить ассортимент выпускаемых заготовок для ее зарубежных клиентов, таких как Hitachi, Картэкс, KOMATSU, Caterpillar, но и, несомненно, будет способствовать возрождению и развитию российского рынка станкостроения в целом.

Перспективы возрождения отечественного рынка станкостроения стали одной из основных тем обсуждения на состоявшемся общем собрании российской рссоциации производителей станкоинструментальной продукции «Станкоинструмент». В контексте обсуждения аналогичный опыт немецких партнеров, с которыми взаимодействует ОАО СП «Донпрессмаш», представлял несомненный интерес. Вот что в своем выступлении рассказал об уроках, извлеченных компанией из опыта этого партнерства, генеральный директор СП «Донпрессмаш» Вячеслав Тюрин:

– Как видно из выступлений практически всех выступающих, всех нас очень интересует проблема формирования консолидированных заказов для российских машиностроительных предприятий со стороны корпораций ОПК. Вроде бы сегодня для этого имеется все: и соответствующие постановления правительства, и протоколы различных совещаний на высоком уровне, а крупнейшие корпорации как не покупали отечественное оборудование, так и сейчас избегают его покупать. В чем причина? Мне кажется, что надо на этот вопрос посмотреть немного с другой стороны.

Монтаж листогибочного пресса усилием  800 тонн и длиной 6200 мм ИТЗ СМЦ – Колпино ЗАО «Ижорский трубный завод»Сегодня одними запретительными методами, без экономических стимулов, результата не достигнешь. Например, когда Западная Германия присоединила к себе ГДР (а на восточногерманских предприятиях к тому времени практически все оборудование было из СССР и стран СЭВ), то, наряду с решением острых социальных вопросов, правительство Германии озаботилось и вопросом модернизации машиностроительного парка в бывшей ГДР. Для предприятий, находящихся на ее территории и покупающих новое немецкое оборудование, была установлена 30-процентная скидка с его стоимости. Эта сумма перечислялась минфином на счет предприятия после момента сдачи станка в эксплуатацию и предоставления сертификата от завода-поставщика, подтверждающего, что оборудование новое и сделано в Германии. Этот механизм действовал наряду с различными льготами по налогообложению и дотационными мероприятиями. Конечно, все эти меры дали требуемый результат.

Далее, однозначно не в нашу пользу – сравнение банковских кредитных ставок для тех же немецких и для российских предприятий. У нас они немыслимо высоки –14% или 15%! Такого нет ни в одной развитой европейской стране. И когда к отечественному станкостроителю приходит очередной покупатель на оборудование, который готов внести авансовый платеж, но на цивилизованных условиях, то есть под банковскую гарантию, производитель оборудования вынужден, замораживая в банке деньги своей компании, брать для клиента банковскую гарантию под такие грабительские проценты. А если таких клиентов много? В этой ситуации поставщик, конечно, начинает задумываться о прибыльности самого контракта. И в итоге ему не остается ничего другого, кроме как значительно повысить цену на оборудование. Как следствие, конкурентноспособность продукции снижается.

Поэтому я считаю, что решение вопроса кредитования промышленных предприятий – важнейшая задача на данном этапе развития страны. Нас надо кредитовать, а не грабить.

У проблемы продажи продукции российского станкостроения ведущим предприятиям отечественного ОПК есть еще один аспект. Как показывает опыт последних лет, специалисты корпораций ОПК хорошо знакомы с продукцией западных производителей и практически совсем не интересуются тем, что изготавливается сегодня на российских предприятиях. Попытки ассоциации «Станкоинструмент» организовать семинары на выставках или посещения станочных предприятий специалистами этих корпораций должны заинтересованно поддерживаться со стороны руководителей корпораций ОПК и государственных структур.

Вывод: нам необходимо большее внимание уделять рекламе нашей продукции как в России, так и за ее пределами. И для этого необходима помощь государственных структур.

Ввод в эксплуатацию пресса усилием  800 тонн и длиной 6200 мм ИТЗ СМЦ – Колпино ЗАО «Ижорский трубный завод»И снова сошлюсь на опыт Германии:  там, как и в России, на инновационные темы осуществляются НИОКРы, которые финансируются правительством. При этом там до 35% от суммы финансирования выделяется на затраты предприятия, которые оно расходует для рекламных целей по продвижению результатов НИОКР на рынок. Это организация имиджевых кампаний в СМИ, изготовление каталогов, буклетов и другой рекламной продукции, участие в выставках и т.д. У нас же в России все эти немалые расходы ложатся исключительно на плечи самого предприятия. И неудивительно, что многие пытаются на них экономить. В связи с этим полагаю целесообразным рекомендовать Минпромторгу РФ решить вопрос о полном либо частичном возмещении расходов машиностроительных предприятий на выставочную деятельность и на мероприятия по созданию брендов компаний и последующему их продвижению на рынках.

Версия для печати
Авторы: Подготовила Галина ТАРАНОВА
Разместить ссылку на: 


Добавить комментарий

Автор: *
Тема: *
Код c
картинки: *

Коментарий: