Что такое инженерный консалтинг?

На этот вопрос отвечает один из совладельцев фирмы "Солвер", заместитель генерального конструктора по стратегическому планированию Фархат Багиров

Продолжается период перепутья, неопределенности в развитии российской промышленности, когда можно достигать новых темпов экономического роста или, напротив, начать скатываться под уклон до стадии стагнации и депрессии.
К сожалению, в обрабатывающих отраслях промышленности и прежде всего в машиностроении, химии, лесном комплексе и легкой промышленности продолжают наблюдаться последствия кризиса.
Нужны продуманное обновление устаревших фондов, освоение новых технологий, переход к инновационному типу развития, связанному с повышением качества продукции, повышением эффективности производства. И осуществить все это нужно в короткое время с минимальными инвестициями и наилучшими результатами. И здесь важен научный системный подход.


Инженерный консалтинг - новая область практической науки, обеспечивающая при техническом перевооружении производства переход на новые технологии, гарантирующая достижение высоких результатов. Во главу угла здесь ставится системный подход, базирующийся на философии "четырех этажей бизнеса".
Верхний этаж - стратегия предприятия, его рыночное позиционирование.
Третий этаж - управление бизнес-процессами предприятия.
Второй этаж - научно-проектная школа предприятия и конструкторская, технологическая подготовка производства.
- само производство.
Генеральный план реконструкции и развития промышленного бизнеса, с которого нужно начать, нацелен на сбалансирование всех этажей "единого четырехэтажного здания".
Методология инженерного консалтинга, которая лежит в основе практической деятельности фирмы Солвер, предполагает последовательные этапы при модернизации производственных предприятий: экспериментальный проект на базе создаваемой электронной модели производства, затем проект внедрения в опытное производство конкретного вида изделий, связанное в том числе с освоением нового оборудования и программного обеспечения и, наконец, индустриальный проект, реализующий полномасштабное производство.
Это принципиально новый инструментарий. Он опробован при осуществлении более 130 промышленных проектов за 10 лет работы инженерно-консалтинговой фирмы "Солвер".
Собственники и руководители предприятий осознали, что время внедрения новых технологий стало сегодня фактором критичным. Вопросы эффективности производства из разряда желательных переходят в разряд необходимых и ключевых, без этого становится просто невозможно конкурировать не только на мировом, но уже и на российском рынке.
Основная проблема в том, что предприятия пытаются внедрять новое под влиянием старых представлений, нормативов и стандартов, старых систем планирования, учета, контроля и мотивации. Без перестройки системы управления внедрение технических инноваций (оборудования, программ), как правило, не дает серьезного экономического эффекта.
Новому производству трудно родиться в рамках старой системы управления. Она всячески мешает ему появиться на свет и встать на ноги. Поэтому необходимо менять систему управления, и здесь на предприятие должны прийти наши инженерные консультанты, которые помогут избежать ненужных рисков при масштабной реконструкции . 
Умное производство - это самосовершенствующееся производство. Умное производство прежде всего должно иметь адаптивную систему управления с саморегулированием и контурами обратной связи. Оно должно быть тесно увязано с современной финансово-экономической системой, маркетинговой системой и т.п. Это совокупность маркетинговых и технологических усилий компании по преобразованию самое себя.
Умное производство - это управление рисками и затратами при переходе от старого производства к новому. Умное производство - это прежде всего методология обеспечения конкурентоспособности завтра и послезавтра.
Не следует путать инженерный консалтинг и инжиниринг. Различия между ними существенные. Инжиниринговые задачи могут быть частью инженерного консалтинга, но в рамках конкретного проекта. Специалисты инжиниринговой фирмы могут спроектировать прекрасное новое изделие или предложить новую технологию, но, когда возникнет потребность в следующем аналогичном продукте, предприятие не сможет само решить эту задачу, так что вновь вынуждено будет поручить ее решение инжиниринговой фирме.
Кардинальное отличие инжиниринга от инженерного консалтинга в том, что первый нацелен на получение результата от решения конкретной задачи, тогда как второй занимается выстраиванием процесса на предприятии, позволяющего в будущем специалистам предприятия самостоятельно решать поставленные задачи на новом уровне. Инжиниринг, с одной стороны, помогает решить задачу в срок и с хорошим качеством, с другой - закрывает предприятию пути решения подобных задач в будущем. Это - суть его бизнеса. С помощью накопленных ноу-хау он решает поставленную тактическую задачу, добиваясь нужного результата (при этом заказчик не знает, как он это делает).
Инженерный консалтинг не ограничивается решением тактических задач, он нацелен на выстраивание процесса, на передачу ноу-хау и технологий предприятию. Стратегическая цель инженерного консалтинга - добиться того, чтобы предприятие могло обходиться собственными силами.
Не следует воспринимать инженерный консалтинг как научно-исследовательскую работу (НИР), поскольку НИР - это часть инжиниринга. Инженерный консалтинг работает в тесном контакте со специалистами заказчика, они вместе формируют, адаптируют и документируют технологию работы. Таким образом, заказчик получает не просто новое изделие или новую технологию, а регламентированную методику создания подобных изделий или технологий.
Обучение - важный элемент инженерного консалтинга. Многочисленные бизнес-школы проводят деловые игры, имитируют реальные процессы взаимодействия, но такое обучение имеет игровой характер, оно никак не связано с реальным производством, его нервотрепкой, штурмовщиной и прочими "прелестями". При этом обучаемым дают достаточно высокий уровень понимания современных технологий бизнеса и пробуждают активность, но люди потом возвращаются в родные цеха и отделы, их вновь затягивает текучка, и порыв проходит. Основная проблема не в объеме и качестве полученных в бизнес-школе знаний, а в том, как их применить в реальной жизни.
Как использовать эти знания и навыки при проектировании изделий, имеющих массу особенностей, нюансов, тонкостей, да еще в условиях производственного процесса, когда сроки "горят", смежники "подводят", а начальство требует качества.
При инженерном консалтинге совершенно другой подход: люди обучаются в "боевой обстановке" реального проектирования и производства, в ходе решения практических задач. Собственно, инженерный консалтинг нередко начинается с обучения, но людей с самого начала предупреждают, что речь пойдет не об учебно-тренировочных задачах, "казнить и миловать" по итогам проекта тоже будут не понарошку.
В какой-то части концепция инженерного консалтинга пересекается с идеологией "стройного (бережливого) производства" (lean production), выдвинутой в свое время одним из руководителей Toyota Motors Таичи Оно.
 Основные принципы производственной системы Toyota Оно сформулировал так:
производить только то, что нужно, и только тогда, когда нужно. Все прочее - расточительство;
при появлении ошибки следует сразу же найти ее причину, устранить ее и не допустить появления в будущем. Цель - отсутствие ошибок;
все сотрудники и поставщики должны постоянно повышать качество продукции и совершенствовать производственный процесс.
Идеология стройного производства стоит на трех "китах", трех умениях:
искать новые возможности там, где никто не ищет;
ставить под сомнение очевидное;
отказываться от привычного и устоявшегося ради более эффективных решений.
И оказалось, что качественно - это не обязательно дорого и долго.
Один из ключевых принципов "стройного производства" - создание четкой, прозрачной системы оценки деятельности каждого сотрудника на каждом уровне иерархии. Поэтому на определенном этапе внедрения "стройного производства" для всех уровней организации разрабатываются ключевые показатели эффективности, устанавливаются краткосрочные и долгосрочные цели, составляется план для топ-менеджмента и до каждого сотрудника доводится информация о предполагаемых изменениях.
Надо сказать, что многие предприятия в разных странах пытались освоить отдельные методики "стройного производства", некоторым из них удалось повысить производительность, снизить издержки и сократить сроки выполнения заказов. Но почти везде эти достижения либо оказывались "скоропортящимися", либо не влекли за собой последующих изменений (поскольку не учитывали специфику номенклатуры изделий, предприятия, отрасли, страны).
Инженерный консалтинг развивает и расширяет идеологию "стройного производства". Мы предлагаем более емкое понятие - "умное производство", понимая под ним оптимизированный процесс собственно производства и его технической (конструкторской и технологической) подготовки.
Важнейший постулат инженерного консалтинга состоит в том, что минимизировать необходимо производственный цикл в целом, а не его отдельные элементы, улучшая качество изделий и уменьшая их себестоимость.
При этом не ставится вопрос сокращения сроков подготовки производства, в ряде случаев подготовка может потребовать много времени и больших затрат. Речь идет о значительном повышении качества этой подготовки. 
Если раньше на производстве конструкторы и технологи были уважаемыми на предприятии людьми, то в 90-х годах ХХ века их как-то "задвинули". На первый план вышли маркетологи , финансисты, логисты. Хотя в целом это был позитивный процесс.
Проводя грамотную сегментацию, маркетологи предложили выделить целевые рынки для стратегии маркетингового доминирования, а также принять обоснованное решение о соотношении цены и качества. Финансовые консультанты привнесли целый набор инструментов, связанный с анализом информационного обмена, стоимости бизнеса и динамики изменения этой стоимости, эффективности управления компанией, финансовой устойчивости компании, эффективности использования активов и ресурсов, структуры управления издержками. В теории и практике стратегического управления происходят заметные перемены.
Нет сомнения в полезности стратегических, организационных, маркетинговых, финансовых и иных консультантов, но не следует забывать о том, что маркетологи, финансисты и юристы не могут заменить конструкторов, технологов и производственных специалистов. Рынок воспринимает предприятия не по словам, обещаниям и дипломам, а в первую очередь по реальным изделиям: их надежности, цене, сроку изготовления, дизайну...
Инженерно-консалтинговые фирмы - это важный и необходимый инструмент преобразования машиностроительных предприятий. Они выступают как катализаторы стратегических изменений и проводники в сложнейшем деле формирования конкурентоспособного бизнеса.
На машиностроительном предприятии, отличающемся высокой стоимостью активов, консервативностью, инженерный консалтинг - это платформа, на которой могут развиваться все прочие виды консалтинга, именно он определяет рыночное позиционирование изделия.
Практически все известные виды консалтинга занимаются вопросами организации производства и управления на предприятии ("лицом предприятия"), а в центре интересов инженерного консалтинга лежат в первую очередь особенности изделия, выпускаемого предприятием ("лицо изделия"), целенаправленно улучшая которые можно улучшить и лицо предприятия.

Версия для печати
Авторы: Фархат Багиров
Разместить ссылку на: 


Добавить комментарий

Автор: *
Тема: *
Код c
картинки: *

Коментарий: