Производство автокомпонентов. Перспектива.

На сегодняшний день открытое акционерное общество "Димитровградский автоагрегатный завод" является ведущим поставщиком автомобильных заводов России и стран СНГ. Расположен он в городе Димитровграде, в излучине волжского левобережья Ульяновской области. Основное направление завода - изготовление автокомпонентов для отечественных автопроизводителей.
Подробнее о деятельности крупнейшего предприятия нам рассказывает генеральный директор ОАО «Дмитровградский автоагрегатный завод» Владимир Михайлович Изотов.


- Владимир Михайлович, какое место сегодня занимает предприятие на российском и мировом рынках?
- ОАО «ДААЗ» является одним из крупнейших поставщиков комплектующих для автомобильной промышленности России. Нашими потребителями являются АВТОВАЗ, GM-AVTOVAZ, УАЗ, ГАЗ, Ижмаш-авто, КамАЗ и другие крупнейшие российские автозаводы. Также предприятие выпускает запасные части на российский и зарубежный рынок.
Номенклатура предприятия - это более тысячи позиций.
Общая площадь предприятия - 854 тыс. кв. метров.
Численность ДААЗ и его дочерних обществ насчитывает около 12,6 тыс. работающих.
Выручка за 2007 г. составила 8,1 млрд. рублей.
- Какие технологии применяются и какую продукцию выпускает предприятие?
- Предприятие обладает комплексом машиностроительных технологий, такими как литье отливок из алюминиевых и цинковых сплавов, литье пластмасс под давлением методом одноцветного и многоцветного литья, токарно-автоматное точение, холодная листовая штамповка, защитное и декоративное гальванопокрытие, производство заготовок и деталей методом порошковой металлургии, механическая обработка и сборка, сварка деталей, в том числе импульсная сварка стальных оцинкованных с металлокерамическими деталями, другими технологиями.
В то же время высокий технический уровень современных автокомпонентов, быстрая сменяемость модельного ряда и разновидностей одного вида изделий требуют более высокого уровня технологий и технического перевооружения производства.
На среднесрочную перспективу ДААЗ определил для себя следующие стратегические группы продукции:
- модульные электронные системы управления, базовые узлы обеспечения работоспособности и экологической безопасности двигателя для обеспечения требований по токсичности Евро-4 (модуль впускной высокой интеграции, в том числе дроссельный патрубок с электроприводом и педаль акселератора с датчиком положения заслонки подсистемы Е-GAS, жгут проводов, контроллер, рампа топливная, датчик массового расхода воздуха, клапан продувки адсорбера; масляный и водяной насосы; каталитический выпускной коллектор);
- теплообменники алюминиевые паянные повышенной эффективности (модули охлаждения двигателей и отопителя), комплексная система кондиционирования воздуха с алюминиевыми и масляными испарителями и конденсаторами;
- элементы тормозной системы (модули: вакуумный усилитель в сборе с главным тормозным цилиндром, расширительным бочком и датчиком уровня тормозной жидкости, блок педалей тормоза и сцепления, шланги тормозные и сцепления, троса ручного тормоза);
- устройства заднего обзора (зеркала наружные с тросовым и электрическим приводом, с обогревом и без обогрева стекла, с повторителем поворота и без, окрашенные в цвет автомобиля и неокрашенные, зеркала заднего вида внутренние с противоослепляющим эффектом);
- устройства предотвращения доступа в автомобиль и дверные модули (выключатель зажигания с противоугонным устройством и цилиндрик дверной повышенной секретности с единым ключом, замки багажника и капота, ручки дверей наружные и внутренние с элементами привода, замки дверей с блокировкой, стеклоподъемники ручные и с электроприводом; дверные модули, в которых агрегатированы на одном основании: стеклоподъемник, замок двери, динамик, направляющие стекла);
- светосигнальные устройства (фонари задние, дополнительный стоп-сигнал, светоотражатели);
- детали из пластмасс для интерьера и экстерьера автомобиля;
- металлокерамические изделия, спеченные из железистых и медных порошков и т.д.

- Что дало предприятию получение автомобильного сертификата ISO 16949?
- На сегодня система менеджмента качества нашего предприятия соответствует международному автомобильному стандарту качества ISO TS 16949. Безусловно, получение сертификата, в первую очередь выполнение требований двух наших основных потребителей: ОАО «АВТОВАЗ» и ЗАО «GM-AVTOVAZ».
Важную роль играет для нас сертификат при получении новых контрактов с ведущими автомобильными фирмами и заводами.
Еще одна составляющая значимости сертификата - результат трехлетней работы специалистов и руководителей завода по совершенствованию системы менеджмента качества. С успешным прохождением сертификационного аудита мы поверили в то, что способны в нужные сроки и к определенному моменту мобилизоваться и выполнить очень важные для предприятия задачи.
Следующий этап – сертификация на соответствие экологическому стандарту. В рамках этого этапа на предприятии ведется работа по разработке и внедрению системы менеджмента окружающей среды в соответствии с требованиями ISO 14001 .
- Как на предприятии решается кадровый вопрос? Существуют ли проблемы нехватки квалифицированных кадров?
- Основными источниками комплектования предприятия квалифицированными кадрами являются учебные заведения города. Имеющийся на заводе центр подготовки кадров осуществляет подготовку рабочих более высокой квалификации, обучение смежным профессиям. С целью подготовки кадров на руководящие должности из руководителей и специалистов с высшим образованием на заводе создан резерв на руководящие должности. На сегодняшний день завод укомплектован персоналом, необходимым для выполнения производственной программы.
Несмотря на это, имеются и трудности. Существует дефицит специалистов с высшим техническим образованием, которых не готовят учебные заведения города по таким специальностям, как «Технология литейного производства», «Машины и технология обработки металлов давлением», «Технология электрохимических производств». По данным специальностям предприятие пытается выстроить систему взаимоотношений с вузами из других регионов и решить задачу привлечения и обучения молодых специалистов в соответствии с современными требованиями.
- Каковы особенности организации производства автокомпонентов в условиях возрастающей конкуренции на российском рынке?
- Опыт мирового автомобилестроения говорит о том, что технический и эстетический уровень автомобиля, всех его модификаций, всех классов напрямую зависит от технического, технологического уровня производства автокомпонентов.
К 2010 году специалисты МЭРТ прогнозируют объем выпуска иномарок на сборочных производствах в России на уровне одного миллиона в год. Соответственно, будет расти и рынок комплектующих - как первичный, так и вторичный. В ближайшие три-четыре года объемы должны удвоиться. Конкуренция будет обостряться. Скорое вступление России в ВТО еще более усилит борьбу за потребителя как на рынке автомобилей, так и на рынке комплектующих для них.
Это означает, что производителям автокомпонентов нужно максимально быстро адаптироваться к новым условиям, перенимая передовой опыт и технологии, ориентируясь на сотрудничество не только с крупными отечественными заводами, но и с иностранными концернами.
Сегодня участники автомобильного рынка ведут речь не только о необходимости повышения качества поставок. Меняется сама организация отрасли: во главу угла ставятся разработка и производство качественно новых модульных автокомпонентов как основы для технологического прорыва всей индустрии. Поволжские автозаводы, которые традиционно сосредотачивали огромный объем работ у себя на предприятиях, расстаются с большинством непрофильных производств, отдавая их своим партнерам. Теперь поставщики будут самостоятельно собирать узлы автомобиля и отвечать за качество деталей и сборки этих модулей. Планируется также активно привлекать партнеров к разработке автокомпонентов. До сих пор конструкция всех узлов и агрегатов автомобиля разрабатывалась в конструкторских подразделениях российских автозаводов. Поставщики подключались только на стадии выпуска, внедряя в производство готовые разработки. Снижение сроков ввода новых моделей и повышение требований к качеству заставляют поставщиков подключаться к процессу разработки новых автомобилей на самых ранних стадиях. Именно производители комплектующих должны взять на себя разработку тех компонентов, которые они намерены поставлять на сборочный конвейер.
- Какова стратегия развития ДААЗа?
- Мы намерены быть активными игроками этого интереснейшего с точки развития бизнеса сегмента. Наша производственная стратегия в ближайшие годы будет сконцентрирована на максимальной специализации производственных активов для достижения лучших рыночных позиций каждого из них. А также на развитие инжинирингового потенциала с целью предложения полного комплекса услуг по разработке, подготовке производства и поставке автокомпонентов высокого качества нашим потребителям. Во главу угла мы ставим партнерство с иностранными производителями компонентов. Мы планируем использовать инжиниринговый потенциал и производственные ноу-хау наших зарубежных партнеров с целью предложения комплексных решений для потребителей. Мы также планируем самостоятельно инвестировать средства в новые технологии.
Наиболее важным аспектом будущего компании является ее стратегия в области разработки новой продукции и внедрения. Эффективно сделанные, инновационные, новые продукты очень важны для построения бизнеса, роста доходов и получения прибыли в будущем.
На нашем предприятии активно осваиваются современные технологии при создании новых продуктов:
- исследование рынка нового продукта с применением бенчмаркинга, инженерного анализа, метода структурирования функций качества;
- современные подходы к управлению человеческими ресурсами при создании нового продукта - это создание межфункциональных групп; использование новых подходов к мотивации персонала, задействованного в реализации проекта, на основе принципов организационного поведения;
- применение методов «Бережливого производства» (Lean Production) при освоении нового продукта и обеспечении производства;
- современные подходы к планированию себестоимости с использованием методов планирования себестоимости как «директ-костинг», «АВС метод – метод учета затрат по работам».
- Каковы перспективы на сегодняшний день?
- ОАО «ДААЗ» является одним из крупнейших поставщиков комплектующих для автомобильной промышленности России, это осознают не только на АВТОВАЗе, но и действующие и потенциальные поставщики как в пределах России, так и за рубежом. Концепция АВТОВАЗа по отношению к ДААЗу развивается с учетом этого понимания. Поэтому в рамках локализации производств АВТОВАЗом предложено ряду потенциальных поставщиков, таким как «Делфай», «АрвинМеритор», «БОШ», «Сименс», развивать свои отношения с АВТОВАЗом через ДААЗ.
Переспективы у ДААЗа стать поставщиками автокомпонентов не только на АВТОВАЗ, УАЗ, ГАЗ, а на вновь строящиеся в России и ближнем зарубежье заводы Форд, Пежо, Фиат, Фольксваген, Ситроен.

Версия для печати
Авторы: Марина Гавришенко
Разместить ссылку на: 


Добавить комментарий

Автор: *
Тема: *
Код c
картинки: *

Коментарий: