«Луч»: авиация на связи

Завод "Луч" создан в 1979 году в городе Осташкове Тверской области. Когда-то он являлся филиалом московского центрального научно-исследовательского института "Волна", теперь же "Луч" - самостоятельное предприятие,  специализирующееся на производстве и разработке переговорных устройств и техники служебной громкоговорящей связи, в том числе и авиационной. Продукция завода пользуется спросом как у гражданских заказчиков, так и государственных, в частности, здесь размещает свои заказы и Министерство обороны РФ.
В 1998 году завод "Луч" преобразовался в открытое акционерное общество. А два года назад он вошел в число предприятий оборонной промышленности, объединенных интегрированной системой ОАО "Концерн "Созвездие". В концерн, созданный в рамках федеральной целевой программы "Формирование и развитие оборонно-промышленного комплекса на 2002-2006 гг.", вошли такие крупные предприятия радиоэлектронной промышленности, как ФГУП "ТНИИР "Эфир", ОАО "Сарапульский радиозавод", ФГУП "Тамбовский завод "Ревтруд", ФГУП "Тамбовский завод "Октябрь", ОАО "Рязанский радиозавод", воронежское ОАО "Электросигнал", ростовское ФГУП "Алмаз" и многие другие.
Эксперты рынка считают, что подобные объединения предприятий - крайне полезное дело для повышения конкурентоспособности продукции российской оборонки на внешнем рынке. А как насчет конкуренции непосредственно на внутреннем рынке? Об этом наш разговор с директором ОАО "Завод "Луч" Борисом Соколовым.


- Борис Александрович, продукция вашего завода достаточно специфична. Пользуется ли она спросом за рубежом или вашими заказчиками являются только отечественные организации?
- На наши внутриобъектовые средства связи мы получаем заказы и из стран СНГ. Бывают заказы и из дальнего зарубежья, но довольно редко. Чаще всего наши комплектации уже входят в состав других  объектов, в том числе и в авиации. Так наша продукция попадает за рубеж. Безусловно, бывают отдельные иностранные заказы, но они идут в основном через Оборонэкспорт.
- Сталкивается ли ваше предприятие с кадровыми проблемами?
- Скажу так: кадровые проблемы возникают периодически. Но мы научились их довольно успешно решать.
В частности, мы держим тесную связь с военкоматом. Возвращающихся после армии ребят мы стараемся привлечь к нам на производство. Уже в процессе работы у нас они обучаются специальности. И даже, когда молодые люди поступают в вузы, мы всячески поддерживаем их, чтобы работники оставались на нашем заводе. Мы оплачиваем издержки на дорогу в период сессии и создаем условия, чтобы сотрудники-студенты не теряли в зарплате.
Естественно, что люди ценят такое отношение. Как следствие, большая семейственность на предприятии. В основном мы готовим наладчиков, слесарей-инструментальщиков, в целом все необходимые рабочие специальности можно освоить непосредственно у нас на заводе.
 Кризис начала 90-х годов, когда буквально рассыпались на глазах некогда крупные предприятия, не прошел и мимо нашего завода. Однако нам удалось и в это непростое время не только поддержать жизнедеятельность завода, но и сохранить на местах своих работников. Когда объемы заказов стали катастрофически снижаться, мы решили технологически замкнуть производство. А для этого нам понадобилось организовать в общем-то непрофильные для нас производства: швейное и скорняжное.
Причем для работы в новых цехах мы переучили собственных же сотрудников: радиомонтажников, электромонтажников и людей других специальностей. Мы закупили швейные машинки, оборудовали цеха и замкнули производство. Конечно, не обошлось и без потерь: кто-то все же ушел с предприятия. Однако в целом нам удалось сохранить численность сотрудников.
- Если работники верны своему производству, то наверняка на заводе им работать удобно. Какова социальная политика на вашем заводе?
- Во-первых, для сотрудников с более солидным стажем в качестве поощрения выдаются  13-я и 14-я зарплаты. Существует таблица, в которой прописаны все денежные привилегии в зависимости от количества проработанных лет.
На предприятии есть свой профсоюз, его членами являются порядка 95% всех сотрудников. Завод перечисляет регулярно на нужды профсоюза до 2% прибыли, а это, поверьте, немалые деньги. Благодаря этому нам удается отправлять работников предприятия по путевкам на юг. На отдых ездят и дети сотрудников. Мы заключили договор с предприятием в Анапе, через которое мы приобретаем путевки.
- Что вы можете сказать о техническом оснащении вашего производства?
- Мы постоянно развиваемся и ведем разработки в области технологий производства. Специфика продукции диктует нам эти правила. Ведь стоит только чуть остановиться, как можно мгновенно отстать от своих конкурентов и уже не догнать их.
На российский рынок средств связи выходят и западные производители, но их продукция заметно дороже нашей. Основная задача для нас - соединить высокое качество и оптимальность цен, чтобы наш продукт оказался конкурентоспособным.
Новые технологии мы разрабатываем сами, а для их реализации мы уже покупаем оборудование, изготавливаем оснастку.
Мы закупаем как отечественное, так и зарубежное оборудование. Действуем примерно по следующей схеме. Например, когда нам была необходима лазерная сварка, мы заказали ее в Москве, там ее разработали специально под наши изделия. В итоге лазерная сварка обошлась нам в 900 тысяч рублей, это сумма уже с учетом приобретения необходимой оснастки.
Все оборудование мы стараемся обновлять, на старом уже довольно давно не работаем. Если в начале 90-х износ технической базы составлял порядка 90%, то сейчас этот показатель снижен до 47%.
Что касается техники иностранного производства, то это в первую очередь прессы. Конечно, у нас на производстве имеются и отечественные аналоги, но они гораздо массивнее: по размерам порой в десять раз больше, чем, скажем, немецкие или тайваньские.
- Как быстро окупается приобретенное оборудование?
- Все зависит от заказов и, следовательно, от количества производимых на этом оборудовании деталей. Если же говорить о таком аппарате, как лазерная сварка, то предполагаемый срок ее окупаемости может составить до 4 лет. А допустим, прессы окупаются максимум за полгода. Когда мы начинаем выпускать новое изделие, спрос на него еще не так высок. Тогда мы работаем в режиме мелкосерийного производства. Как только продукция набирает популярность среди заказчиков, тогда начинается массовое производство, при котором окупаемость технической оснастки происходит за максимально сжатые сроки. Это и неудивительно – в начале пути всегда тяжеловато.
- Каким образом вы поддерживаете конкурентоспособность вашей продукции на российском рынке?
- Конкуренция действительно серьезная. Мы стараемся постоянно разрабатывать что-то новое, идти в ногу с новыми технологиями. Наши специалисты ездят по России, смотрят образцы продукции аналогичных нам предприятий. Кроме того, мы посещаем выставки, на которых они выставляют свои новинки. В этом плане мы постоянно, что называется, держим руку на пульсе. Остаться в аутсайдерах совершенно не приемлемо для нас, так как мы участвуем в госконтрактах, а  их  распределяют на торгам. Проигрывая тендер, мы теряем заказчика. При этом на торгах выигрывает тот, кто предложит наилучшее качество за меньшую цену, поэтому мы стараемся сделать оптимальным соотношение цены и качества, чтобы и себя не обидеть и чтобы на фоне конкурентов иметь выигрышную позицию.
- По какому виду продукции вы являетесь безусловным лидером на российском рынке связи?
- В основном это шлемофоны, которые мы изготавливаем для бронетехники, а в целом практически по всем гарнитурам - все для спецмашин, для спецзаказов. На  рынке бытовой связи мы, к сожалению,  не так популярны. Хотя и нельзя сказать, что наша продукция такого направления вообще не пользуется спросом. Но все же не в таком объеме, как гарнитуры специального назначения.
- Борис Александрович, каков ваш взгляд на сегодняшнюю промышленность  в  целом? Каким образом, по вашему мнению, можно было бы оптимизировать ее развитие в дальнейшем?
- Я убежден, что предприятиям необходимо делиться информацией о своих технологических возможностях. И при недозагрузке промышленных мощностей предлагать взять на себя часть заказов других предприятий. Например, я чаще всего сотрудничаю с заводами Москвы, Подмосковья, Тулы и других городов. В случае если мне, например, придется под заказ расширять швейное производство, то, естественно, сам я его развивать не буду. И если поступит заказ на определенный вид продукции, то я предпочту разместить его на базе других предприятий. Я буду искать завод, который я смогу дозагрузить, если у него простаивают свободные мощности. Получится вполне оправданная двойная выгода: у предприятия не будут простаивать цеха и рабочие, и в то же время мой заказ будет выполнен. Ведь заказы бывают разовые, создавать все условия для его выполнения на своем заводе, набирать дополнительно персонал, чтобы потом все это простаивало, на мой взгляд, крайне неразумно.

Версия для печати
Авторы: Екатерина Куртанова
Разместить ссылку на: 


Добавить комментарий

Автор: *
Тема: *
Код c
картинки: *

Коментарий: