Российская экономика похожа на летучего голландца

Напомню, что в сентябре 2010 года руководители высокотехнологичных компаний России, собравшиеся на форуме «Умное производство» в Завидово, обратились к президенту России Дмитрию Медведеву с предложением изменить Закон №94-ФЗ от 21.07.2005 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Он был введен в свое время как элемент антикоррупционной борьбы. Однако чтение официального сайта госзакупок – увлекательнейшее занятие: позолоченные кровати и торшеры из муранского стекла, ванна за 336 тысяч рублей и спальный гарнитур а-ля Людовик XIV, лимузин Lexus цвета «морозный жемчуг» с массажными креслами – все это по-прежнему закупают чиновники всех уровней.

То есть своей роли закон не выполняет, при этом в военной высокотехнологичной промышленности он создал массу возможностей для аферистов, когда в конкурсах участвуют недобросовестные фирмы, которые не имеют ни должной квалификации, ни должного оборудования. Единственный критерий – «самая низкая цена» – не может быть регулятором закупок в процессе модернизации высокотехнологичной промышленности. Здесь необходим проектный подход, обеспечивающий наилучшие показатели будущего модернизированного производства. Причем это многокритериальная задача. Закон о госзакупках шестилетней давности, заставивший все закупки делать на торгах, проблему не решал.

Возможно, обращение трехсот промышленников, принимающих участие в форуме «Умное производство-2010», было катализатором процесса, или масса критики этого закона достигла максимума. Президент Дмитрий Медведев уже осенью в Послании Федеральному Собранию заявил о необходимости срочно менять закон о госзакупках. Если считать в рублях, то нецелевые расходы бюджета, включая, по словам президента, «прямое воровство и откаты», составляют не менее одного триллиона рублей. «Пора начинать работу над новой редакцией закона о госзакупках – более продуманной и более современной», – подчеркнул глава государства.

В конце марта президент РФ Дмитрий Медведев потребовал от Правительства доложить о том, как идет разработка законодательства, повышающего эффективность системы госзакупок. И спустя несколько дней законопроект был внесен Правительством в Государственную думу. Уже через пять дней его приняли в первом чтении, а к середине апреля – во втором и в третьем, окончательном. То есть в течение десяти дней (!). Но похоже это не тот закон, который ждали промышленники, хотя некоторые проблемы он решает. Пока целостного документа из-за ведомственных разногласий не получилось. Ограничились поправками в существующий Федеральный закон.

В законе появилась объемная статья, которая определяет особенности размещения заказа в соответствии с решением правительства РФ. В частности, в целях создания для страны дополнительных технологических и экономических преимуществ правительство имеет право выставить в отношении конкретного госзаказа дополнительные условия его исполнения, в том числе не связанные с предметом контракта. При этом в законе предусмотрена многоступенчатая процедура принятия правительством такого решения с участием различных ведомств (в том числе Минэкономразвития, ФАС), чтобы избежать субъективности или недостаточной обоснованности. Подготовленный и выверенный акт рассматривается на заседании правительства.

Правительство РФ также вправе устанавливать дополнительные, в том числе квалификационные, требования при размещении отдельных заказов. Следующее принципиальное новшество закона о госзакупках связано с определением начальной (максимальной) цены контракта. Критики закона не раз обращали внимание на то, что если в результате торгов начальная цена снижается на треть, а то и больше, это говорит только о том, что начальная цена была определена некорректно. Теперь в законе подробнейшим образом расписана технология определения реальной начальной цены.

В конкурсной документации заказчик должен дать обоснование начальной цены или расчеты и указать источники информации о ценах. На отдельные виды товаров, работ, услуг Правительство РФ вправе устанавливать особые порядки формирования начальных цен.

Большой блок поправок касается уточнений требований к гарантийным обязательствам исполнителя заказа (поставщика товара), требований к обслуживанию товара, расходам на эксплуатацию, требований к монтажу и наладке, к обучению лиц, которые будут этот товар использовать.

Так что сделан первый шаг: сейчас активно разрабатывается новая редакция закона о госзакупках. Однако пока она не принята, старый закон будет продолжать совершенствоваться.

Конечно, можно медленно двигаться этим путем, исправляя созданные нами самими трудности. На мой взгляд, национальная экономика, национальная промышленность находятся в таком положении, что может не хватить ресурса времени – мы лишимся окончательно тех элементов высокотехнологичной экономики, которая еще сохраняется в России. Стране необходима национальная экономическая модель, построенная на философских и нравственных принципах, органично присущих народам России. Необходимо формулирование доктрины национальной умной экономики, национальной умной промышленной политики.      Следствием новой экономической модели может стать и новый закон о госзакупках, построенный на проектных принципах достижения плановых результатов. Пока наша страна напоминает летучего голландца, который движется без цели, повинуясь стихии.

На парламентских слушаниях глава Комитета Государственной думы по строительству и земельным отношениям Мартин Шаккум заявил, что снижение цены не должно быть главным условием торгов. «Наша задача – закупить наилучший товар у лучшего поставщика. Экономию бюджетных средств в ущерб качеству и срокам поставки или выполнения работ нельзя рассматривать в качестве положительного эффекта».

В прошлом году государство зарезервировало в федеральном бюджете на приобретение автотранспортных средств 20 миллиардов рублей (годом ранее – 15,5 миллиарда). Федеральная служба исполнения наказаний в прошлом году собиралась купить семь импортных автомобилей представительского и бизнес-класса общей стоимостью более 18 миллионов рублей. Пенсионный фонд России ранее объявлял на сайте госзакупок о намерении приобрести за 4,1 миллиона рублей Volkswagen Multivan Highline или его эквивалент. Осенью минувшего года руководитель контрольно-ревизионной службы Администрации президента РФ Константин Чуйченко сообщил о масштабе откатов в сфере госзакупок – свыше 32 миллиардов долларов.


Валентин Завадников, председатель Комитета Совета Федерации по промышленной политике

«Новые изменения в закон о госзакупках позволяют устранить лингвистические и технические неточности в тексте. Регламентируются порядок установления максимальной цены, гарантии и обязательства поставщиков. Главная же новация – это появление в действующем законе статьи, в которой прописаны порядок и процедура осуществления закупок по решению Правительства. Разумеется, эти поправки нельзя назвать концептуальными. Закон все еще полон противоречий, которые предстоит устранить. Полагаю, что до конца этой сессии будет готов к рассмотрению еще один законопроект. Остальные поправки еще предстоит проработать».

 

Мартин Шаккум, председатель Комитета Государственной думы по строительству и земельным отношениям

«Нам необходимо системное совершенствование законодательства в этой сфере. На мой взгляд, оно должно проходить по нескольким направлениям. Во-первых, это создание системы определения справедливой цены товара, работы или услуги. Во-вторых, это повышение ответственности заказчика за достигнутый результат.  Сегодня все сосредоточились исключительно на процедурах. Мы считаем, что нам надо сосредоточить внимание не столько на процедурах, сколько на результате закупочной деятельности. Для этого мы должны предоставить большие возможности заказчику, а именно: определять способы закупки, устанавливать дополнительные требования и спрашивать с подрядчика за достигнутый результат. Сами же процедуры размещения заказа необходимо совершенствовать».

Версия для печати
Авторы: Геннадий КЛИМОВ, главный редактоp журнала «Умное производство»
Разместить ссылку на: 


Добавить комментарий

Автор: *
Тема: *
Код c
картинки: *

Коментарий: