Фаянсовый апостол

Крайне неприглядным в глазах нашего общества выглядел в 90-е годы имидж крупного российского бизнесмена. Газетные публикации, репортажи электронных СМИ и ходящие в народе анекдоты создали образ жадного, циничного, плюющего на свою страну и народ человека. Термин “олигарх”, впервые употребленный еще Лениным и возрожденный Борисом Немцовым, не случайно стал одно время синонимом понятия “крупный и влиятельный предприниматель”. К большому сожалению, фамильные черты крупного российского предпринимателя весьма материальны и заурядны. Они зачастую раскрываются такими понятиями, как “шальные деньги”, “вывоз капитала за границу”, “офшоры”, в лучшем случае - “Куршавель”, “элитные пати на Мальдивах” и т. д. Сегодня этот образ пытаются как-то исправить. Иные олигархи уже в местах отдаленных, другие перестали «светиться», переместившись со страниц общественно-политических журналов на глянцевые листы развлекательных таблоидов. Наконец, появилось поколение куда более адекватных и, что главное, более ответственных бизнесменов. Однако не всегда образ крупного бизнесмена был таким негативным. В истории нашей страны есть страницы, когда словосочетание “крупный промышленник” у многих ассоциировалось с такими понятиями, как меценат, благотворитель, благоустроитель, патриот, общественно-церковный деятель и попечитель. Среди таких предпринимателей находятся фамилии известнейших купеческих родов России: Морозовы, Рябушинские, Кузнецовы и другие. Эти люди тратили на благие, общенародные и общегосударственные цели средства, сопоставимые с бюджетами целых губерний. Одним из наиболее ярких и патриотично настроенных предпринимателей того времени был Матвей Сидорович Кузнецов (1846-1911). Этот человек вложил все свои умения, волю и средства на процветание отечественной фарфорово-фаянсовой промышленности, улучшение условий работы и жизни рабочего человека той поры. Именно благодаря деятельности Матвея Кузнецова город Конаково сегодня известен по всей России и за ее пределами.